Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Козел отпущения

Дафна Дю Морье

  • Аватар пользователя
    zverek_alyona5 декабря 2015 г.

    В "Козле отпущения" все вводные даны по законам трикстер-стори: встреча главного героя, Джона, с его двойником Жаном, происходит совершенно случайно, но как раз в тот момент, когда они оба находятся в тупиковой и, как им кажется, безвыходной жизненной ситуации - один хочет бежать от семьи и обязательств, другой бежит от пустоты (у него семьи и связанных с ней обязательств нет совсем). Знаменательно, что встречаются они на вокзале, то есть на перекрестке множества дорог, а во многих религиях, где есть бог-трикстер, именно он "курирует" перекрестки. Джон оказывается в новой ситуации не по своему выбору, Жан - спонтанно, но по собственной инициативе. В дальнейшем Джон сам признает, что у него было множество шансов выйти из этой ситуации, сбежать, но он этого не делает и в результате сам превращается в трикстера, но уже для членов семьи и близких Жана.

    Честно признаюсь, меня расстроил финал, написанный Дю Морье. Конечно, она описала наиболее вероятное развитие событий, но раз уж в самом начале истории были заданы совершенно фантастические условия (какова вероятность, что два настолько похожих человека одного возраста встретятся в маленьком французском городке, причем один из них - англичанин, преподающий французский язык?), то почему бы и в финале не отодвинуть реальность в сторонку, благо основная история выглядит вполне реалистично.

    Мне больше понравились финалы обеих экранизаций (1959 и 2011). Наверно, потому, что я все-таки безнадежная любительница хэппи-эндов, а в этой истории, как мне кажется, хэппи-энд связан с уходом со сцены Жана, зачинщика подмены. Видимо, именно тут мы разошлись с Дю Морье: она сочла, что хэппи-энд - это когда человек, даже такой как Жан, получает второй шанс, и неважно, воспользуется он им или нет.

    5
    54