Рецензия на книгу
Пелагия и красный петух
Борис Акунин
VikaKodak5 декабря 2015 г.Интересная у меня, однако, складывается традиция. В серии про Фандорина первой под руку мне подвернулась «Коронация» - восьмая книга из цикла, «Жанры» для меня начались со «Шпионского романа». Вот и знакомство с удалой монахиней я свела с последней книги трилогии. К чести автора, нужно сказать, что "Пелагия и красный петух" - произведение вполне самостоятельное и самодостаточное. В нужный ритм попадаешь сразу, даже не зная предыстории. Хотя, думаю, прочесть предыдущие две книги все-таки стоит.
Итак, все начинается на пароходе "Севрюга", где путешествует самый разнообразный и пестрый люд. Здесь и небольшая еврейская община со своим громогласным предводителем, и еще одна чудная компания иудеев, собирающихся строить новый мир на святой земле, и представители новой невиданной секты, и семья "нетрадиционной ориентации", ну и сестра Пелагия с владыкой Митрофанием - как же без них. И вот в таком-то разношерстном обществе и происходит убийство. Даже два. Одно из которых, правда, осталось незамеченным уважаемыми сыщиками, а потом и вовсе оказалось спущенным на тормозах. И за это автору первый минус. Вообще Акунин как-то очень небрежно обошелся с доказательной базой в книге. Я люблю детективы за то, что они представляют собой некую головоломку, разрозненные кусочки паззла, которые в финале непременно должны встать на свои места. Чем ловчее автор соберет свой паззл, тем интересней для меня детектив. В общем, на все это Акунин наплевал с высокой колокольни. Нет, понятно, что о разоблачении великого заговора писать куда интереснее, чем о расследовании одиночного преступления, пусть и совершенного с немыслимой жестокостью, но и бросать на произвол судьбы важную сюжетную линию, я считаю, нельзя.
Зато в книге автор не поскупился на самые разнообразные, а порой и совершенно экзотические локации. В самом начале - пароход "Севрюга", на палубе которого собрались представители самых разных конфессий, возрастов и убеждений. Мне уже было подумалось, что автор порадует своих поклонников камерным детективом, но не тут то было. Действо развернулось от неказистой деревеньки у самого подножья Уральских гор до Иерусалимской Стены Плача. От готической обители графа Чарнокуцкого до жаркой Гоморры, под белокаменными сводами которой нашли приют гомосексуалисты всех мастей. И действующие лица под стать локациям. В книге очень много - о евреях, просто много о геях и даже немного (но как мерзко-то!) об извращенцах. И из всего этого... пэчворка исходит линия пророка Мануйлы, за которую Акунина не пнул только ленивый. Имел ли право автор использовать этот образ в романе? Имел, почему бы и нет. Но, говоря по чести, хотелось бы соответствующего контекста и более качественного раскрытия ключевого персонажа. А так что мы видим? Безобидного юродивого, который вовсе непонятно кто: или еврей, или не-совсем-еврей, или совсем-не-еврей, или..., но который исподволь смущает умы тех, кого встречает на своем пути, и походя обращает всех в свою непонятную веру. Даже убийц, даже юных дев мужеского пола... даже Пелагию.
А вот финал - он совершенно логичен. Для владыки война только начинается. Монахиня же нашла свою любовь - и счастлива, а потому и свободна. А вот Малке жалко. И Колобка. И Шмулика. И всех тех, кого автор одним щелчком за ненадобностью смахнул с шахматной доски.
19552