Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бег

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним30 ноября 2015 г.

    Тараканьи бега русской интеллегенции

    Страшная своей правдивостью пьеса. События проносятся с такой скоростью, что кажется бегут не только герои, не только тараканы, но и ты бежишь-бежишь-бежишь. Куда? Зачем? От кого или вернее от чего все бегут? Большинство бегут, потому как оказались загнанны в угол. Прежней жизни в России очевидно пришел конец, нет для них места в этой новой России, а потому и бегут. Кто-то бежит сохранив лицо и честь, а кто-то пакостит, даже гадит напоследок. И если у первых потом остается возможность вернуться на Родину и попытаться найти себя в этом новом мире, то вторых на покинутой ими Родине ждет только расстрел.
    И это беспорядочное бегство автор сам сравнивает с тараканьими бегами. Сначала вкладывает в уста героя рассказ о том, как тараканы на кухне бегут стоит зажечь свет. А после уже приводит сцены реальных тараканьих бегов, которые оборачиваются фарсом - тараканы то опоенные. Вот так же и вся эта эмиграция фарсом оказалась - бежали-бежали, а к чему прибежали? к голоду, к торговле телом и душой. И тоска по Родине так сильна, так горька и невыносима. Вспоминается стихотворение моей любимой М. Цветаевой "Тоска по родине":



    Тоска по родине! Давно
    Разоблаченная морока!
    Мне совершенно все равно —
    Где совершенно одинокой

    Быть, по каким камням домой
    Брести с кошелкою базарной
    В дом, и не знающий, что — мой,
    Как госпиталь или казарма.

    Мне все равно, каких среди
    Лиц ощетиниваться пленным
    Львом, из какой людской среды
    Быть вытесненной — непременно —

    В себя, в единоличье чувств.
    Камчатским медведём без льдины
    Где не ужиться (и не тщусь!),
    Где унижаться — мне едино.

    Не обольщусь и языком
    Родным, его призывом млечным.
    Мне безразлично — на каком
    Непонимаемой быть встречным!

    (Читателем, газетных тонн
    Глотателем, доильцем сплетен…)
    Двадцатого столетья — он,
    А я — до всякого столетья!

    Остолбеневши, как бревно,
    Оставшееся от аллеи,
    Мне все — равны, мне всё — равно,
    И, может быть, всего равнее —

    Роднее бывшее — всего.
    Все признаки с меня, все меты,
    Все даты — как рукой сняло:
    Душа, родившаяся — где-то.

    Так край меня не уберег
    Мой, что и самый зоркий сыщик
    Вдоль всей души, всей — поперек!
    Родимого пятна не сыщет!

    Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
    И все — равно, и все — едино.
    Но если по дороге — куст
    Встает, особенно — рябина…

    Вот так же и герои пьесы - хотят вернуться на Родину, но что их там ждет? Быть может права Цветаева и какая разницы где быть - ведь все-равно что на чужбине, что на родине придется не жить, а выживать. И этот бег будет продолжаться и продолжаться.
    И как же хочется, чтобы все происходящее оказалось просто сном - безумным, кошмарным, но сном. Быть может и Булгакову этого хотелось, если пьеса разбита не на акты, а на сны...
    Хочется закончить на какой-нибудь позитивной ноте, но есть ли тут позитив... Не знаю, какой смысл вкладывал автор, но мне в зарождающейся любви Серафимы и Голубкова видится надежда. Среди ужаса, хаоса, убийств, предательства и боли - влюбленные находят друг друга. А может это все сон? Может и этот единственный лучик надежды тоже сон?


    Я хочу все забыть, как будто ничего не было!

    Но надо помнить! И не только помнить, но и извлекать уроки из ошибок предыдущих поколений.

    11
    154