Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Godfather

Mario Puzo

  • Аватар пользователя
    Аноним29 ноября 2015 г.

    Прочитав книгу, хотелось бы поделиться с вами одним наблюдением. «Крёстный отец»(книга Марио Пьюзо) и «Крёстный отец»( фильм Фрэнсиса Копполы) – это словно гвоздика и штык, это золото на голубом, это серп и молот – ошеломляющий эффект получается только вместе, в союзе. Нет, я не говорю, что один из лучших фильмов в истории Голливуда сам по себе - барахло, или что замечательный остросюжетный роман - макулатура, - отнюдь! Но когда сознание воспринимает одно произведение, дополняя его подробностями другого, то тут и наступает …эффект! Когда читаешь о том, как дон Вито наставляет приближённого или делает предложение, от которого невозможно отказаться, то книжный персонаж в голове делает это с интонациями, харизмой и обаянием Марлона Брандо, а когда видишь улыбку Аль Пачино на экране, то сразу понимаешь, что это именно то леденящее кровь и зловещее знамение, скрывающееся под такой благопристойной ширмой. Если просто читать книгу, то этого не понять – по крайней мере, мне воображение рисовало что-то крайне неубедительное, а Аль Пачино взял и сыграл так, что – на века.
    В случае же, если просто смотреть кино, то многое остаётся в тени, скажем, эпизод, где Вольц находит голову жеребца у себя в кровати. В фильме он показан этаким строгим, принципиальным директором киностудии, в романе же … Нет-нет, там он, с одной стороны, выглядит даже внушительнее – советник президента, хороший знакомый Гувера, но при этом истеричный, капризный, откровенно глупый человек. И педофил. Словом, совсем не сицилиец. Или вот вы помните момент в фильме, когда убивают Барзини – главного соперника семьи Корлеоне? Там убийцей оказывается человек, одетый в полицейскую форму, но кто он – неизвестно. В книге же истории Альберто Нери посвящено чуть не полглавы и ни в коем случае нельзя сказать, что это – вода, пустое место. Альберто Нери занимает в империи Майкла то место, которое в империи Вито было занято Лукой Брази, то есть это очень важный камень, глыба в фундаменте , и выходит, что это очень важный эпизод в понимании произведения, символ. А когда Майкл встречает Аполлонию? Глядя на экран, можно подумать, что он непозволительно, возмутительно даже непостоянен и беспринципен, но из книги мы узнаём обо всех его резонах и внутренних конфликтах, а с этим знанием решение младшего сына дона, наверное, можно и поддержать. О таких мелочах я мог бы рассуждать ещё долго, но боюсь, что и без того испытываю ваше терпение. И вместо тысячи слов, скажу всего одно предложение. «Крёстный отец» - это тот случай, когда не книга лучше фильма и не фильм лучше книги, а фильм с книгой прекрасно сочетаются, как тюльпан с нарциссом или как грецкий орех с изюмом, которые замечательны сами по себе, но лучше всегда держать их вместе, чтобы подчеркнуть сильные стороны обоих.

    Теперь я хочу рассказать о главном герое романа, о Вито Корлеоне. Начну с того, что он – один из моих любимейших персонажей в литературе. Мифический, легендарный патриарх с абсолютно несгибаемой волей, беспристрастный судья, от проницательного взгляда которого не укроется ни одна мелочь, хладнокровный стратег, видящий вперёд не только на несколько ходов, но даже на несколько партий – образец, на который следовало бы равняться каждому мужчине.
    Хотя, если в двух словах пересказать его биографию, то это – типичный american dream, наивная сказка-мотиватор - элемент пропаганды для трудных подростков. Начнём с того, что Вито, который тогда ещё носил фамилию Андолини, очень не повезло родиться не в то время и не в том месте – в деревушке Корлеоне, что на острове Сицилия, на рубеже XIX и XX веков. Остров это славен тем, что населяющий его народ очень крут нравом и крайне недоверчив к официальным властям – и не мудрено, ведь на протяжении уже трёх тысячелетий остров переходит из рук в руки, словно горячая картофелина, которую только что достали из костра пионеры: Греция, Карфаген, Рим, вандалы, остготы, Византия, арабы, норманны, Савойское герцогство, Арагон, Неаполь – и это далеко неполный список владык, приходивших, казалось, на века, однако же на деле… Вы поняли. В таких условиях реальная власть на Сицилии была в руках местных семейных кланов – мафии. Кровная месть была делом чести и вышло так, что вся семья Вито погибла, а ему, 9 лет от роду, удалось бежать в Америку, где его записывают уже как Корлеоне. Там он поступает на службу в лавку, заводит семью, друзей. Потом его подлейшим образом увольняют из лавки и, от безысходности, он встаёт на скользкий путь – детей-то кормить надо! Его успехи на поприще ножа и топора не остаются без внимания местного криминального авторитета, который очень хочет «оросить клюв» от добычи – требует долю. Вито, не желая делиться, взвешивает все «за» и «против», решается на убийство, что с успехом и проворачивает. Вроде бы на этом он и успокаивается, но всё какие-то мелочи мешают спокойно жить – то нехороший домовладелец жильцов тиранит, то у своего бизнеса досадные проволочки возникают, то ещё чего. Приходится Вито занять место убитого авторитета, но, само собою, он – уже такой бандит с человеческим лицом, которого не столько боятся, сколько уважают. Словом, сила скорее строгая, чем разрушительная. И вот так, когда тихонько, а когда и семимильными шагами, «пацан идёт к успеху» попутно утирая нос Аль Капоне. Умирает от сердечного приступа в саду во время прополки помидоров и оставляет сыновьям семейное дело в таком виде, что лучшего и ожидать не приходится: прикормленные судьи, которых «как медяков у чистильщика сапог», свои сенаторы, лидеры профсоюзов, закинутые удочки в игорный бизнес. О большем сироте без роду и племени и мечтать-то не приходится. На первый взгляд, всё очень банально, глупо и безвкусно и если бы не то, как глубоко и тонко Марио Пьюзо описал внутренний мир, психологию Вито, то это был бы типичный бульварный роман, который прочитать – и забыть. Но вот с психологией…
    Тут важно не то, что Вито идёт на преступление ради семьи – тут любой пойдёт. Не в том дело, что ему не дают покоя страдания несправедливо обиженные земляки – тут хоть не любой, но многие тоже встали бы. Не лицемерие и подлость властей его коробят, нет. Перелом в сознании Вито происходит тогда, когда он понимает, что тот небольшой мир, который он создал вокруг себя, лучше, справедливее и крепче, чем тот, большой, где правят официальные власти, к которым он, сицилиец, и без того испытывал неприязнь на генном уровне. Он начинает свой путь и во многом преуспевает. Да, шантажём и убийством он не гнушается, но тут, как метко выразился один из персонажей:


    Есть вещи, которые приходится делать — их делаешь, но о них никогда не говоришь. Их не пытаешься оправдать. Им нет оправданий. Их просто делаешь, и все. И забываешь.

    Потому что цель оправдывает средство, а цель – благополучие потомков, которые станут докторами, юристами, губернаторами, сенаторами, но не бандитами. Поэтому, несмотря на очевидные выгоды, дон не хочет и не будет способствовать наркобизнесу – мостиком для нового зла в этом мире он не станет. А изменения этого мира он когда-то начал с себя, действуя на близких, по большей части, только личным примером, поэтому закончу тем, с чего и начал, Вито – один из моих любимейших персонажей. Остаётся лишь посетовать, что судьба сложилась так, что свои незаурядные способности и таланты он смог применить лишь в таком, далеко не самом благовидном деле, но ведь «в природе всё не просто так» и его дело не пропадёт. Может, кто-то из зрителей-читателей применит его методы на себе? В конце концов, фразы из этого произведения настолько плотно вошли в повседневную речь, что мы давно «делаем предложения, от которых невозможно отказаться», говоря при этом, мол, «ничего личного – просто бизнес», даже не задумываясь, откуда эти слова и что они первоначально значили. Может, остальные качества также незаметно перейдут нам?

    В завершение этой длинной рецензии хочется сказать пару слов о мафии, которая, на первый взгляд, будто бы этим произведением облагораживается и романтизируется. Вот знаете, есть вампиры, которых играет Гэри Олдмен, а есть упыри и вурдалаки – суть одна и та же, но вот промоушен... Уверен, что те мафиози, которые у Пьюзо называются загадочным словом «реджиме» ничем не отличаются от наших братков. Сицилийская же омерта - суть наши «понятия» и «западло». Поэтому я бы предостерёг тех, кто за кажущимся лоском , квазиблагородством и эрзац-честью проглядит гнилой оскал пещерного людоеда. Мафия – не организация Робина Гуда, а «Cosa Nostra» хотя в переводе и значит «наше дело», но «наши» тут – это десяток человек из семьи, для которых все остальные – в лучшем случае данники, а обычно – жертвы. Это у дона Корлеоне был, с позволения сказать, опытный участок, который, принося свои плоды при должном уходе, обещал разрастись, а вот полянки других плотно заросли сорняком. Такие участки становились метастазами, губящими весь организм. Тем страшнее участь поддавшихся соблазну, ведь, губя себя, они тащат в небытие и других, и тем больше подвиг Вито, который пытался сделать добро из зла, потому что больше его не из чего сделать.

    Книга очень хороша, как и фильм, а вместе они ещё лучше. Уверен, что пересмотрю и перечитаю ещё не один раз.

    2
    107