Рецензия на книгу
Пять повестей
Джон Фаулз
Аноним28 ноября 2015 г.Как часто нам кажется, что окружающие нас не понимают, даже, если мы пытаемся объяснить те или иные свои поступки, взгляды, мысли и как редко мы задумываемся над тем, а насколько мы сами понимаем себя. Такая мысль мне пришла в голову после прочтения «Башни из черного дерева». Как было бы просто свести все понимание этого небольшого романа к сюжету. А он довольно прост. Старый художник, мучимый эгоизмом и одиночеством заводит двух наложниц, которые, понимая все, тем не менее «играют» по его правилам. Исполняют все его желания, выслушивают жалобы и непристойности. И вот приезжает довольно молодой мужчина для встречи со знаменитостью в рамках написания предисловия к книге о нем и… Да, было бы просто. Но, на мой взгляд, здесь нет: ни тиранов, ни жертв, ни «третейских судей». Каждый из них жертва, жертва условностей, обстоятельств, утраченного собственного «Я». Каждый хочет чего-то для других, но и для себя. Понимания, наверное. Стареющий талант, юные девочки, да и преуспевающий мужчина, - все они, оказавшись в одном месте, как по колдовству, приобретают совершенно другие черты, каждый из них страдает от внутренней борьбы с самим собой и они уже не кажутся мне такими защищенными своими привычками и образом жизни. Душевный дискомфорт отличает каждого из них, хотя, может это мне так показалось, потому что все складывалось в книге не так, как я ожидала, но Фаулз на то и Фаулз, чтобы сыграть со мной свою очередную шутку. От некоторой брезгливости вначале чтения я пришла к состраданию и пониманию, что не бывает хороших или плохих. У них (персонажей), как и у реальных людей, уживаются в душе и ангелы, и демоны. Они, так же, как и люди из плоти и крови, мучаются от собственной непоследовательности и совершают разное. Жалеют о том, что сделали или не сделали. Это книга, конечно, об искусстве, о пути и сути художника, о том есть ли ему (художнику), что сказать миру или он пишет технически грамотно исполненные картины только потому, чтобы спрятать душевную пустоту и скрыть то, что внутри него трусость, которая лишила его свободы духа и тем самым, дискредитировала его талант, а, точнее, подчеркнула его посредственность.
В человеческой жизни происходит то же самое, так как искусство, в конечном итоге, является отражением души, помыслов и поступков.
Он страдал, как может страдать человек, понесший тяжелую утрату – утрату не того, чем обладал, а того, что позналИ все возвращается на круги своя…
689