Рецензия на книгу
Улисс
Джеймс Джойс
Аноним28 ноября 2015 г.Бесконечна глубина вселенной, как бесконечны смыслы, вложенные в привычное Слово. Ведь Слово есть порождение человеческого сознания. Поэтому, соприкасаясь с литературными произведениями, нужно заранее настроиться на свое поражение. Принять как данность, что понять всё, что в него вложено, заведомо невозможно.
«Улисс» — порождение сознания Джойса. Сознания, безусловно, космического. Естественный поток его направлен не на то, чтобы его можно было понять, а на то, чтобы его можно было почувствовать. «Улисса» нельзя прочитать, его можно только пропустить через себя. А это требует от соприкоснувшегося колоссальной внутренней работы. Сложной и длительной.
Длительность соприкосновения напрямую зависит от того, чего хочется достичь. Пробежаться по тексту, наложив его на комментарии —подход от осознания собственной слабости. Углубиться в научные работы, отыскивая все возможные и невозможные скрытые смыслы и ссылки — начало пути в отделение для душевнобольных. Есть другой путь — постараться настроиться с произведением на одну «волну». Но здесь есть небольшая уловка: стоит только настроиться, текст меняет свою форму, словно пластилиновый. Форме следует уделять отдельное внимание, так завещал Джойс.
«Улисс» пропитан чертами модернизма. Интертекстуальность проявляет себя с самого названия. Но это не делает произведение Джойса современной интерпретацией или пародией на «Одиссею». Джойсу нужен был персонаж, масштабами сравнимый с Гамлетом. Но Гамлет, при его разносторонности, воплощает недостаточно ролей. А Одиссей является и мужем, и любовником, и царем, и отцом и т.п. Такой подход помог Джойсу сделать текст одновременно личным и всеобъемлющим.
Текст музыкален. И поэтому так же сложен для понимания. Никому в голову не придет понимать музыку, поэтому стараться понять «Улисса» — пустое. Это относится не только к «профильной» XI главе (в первоначальном варианте «Сирены», построена как фуга с каноном), но и ко всему роману. С первых строк читателю дают понять, что перед ним что-то абсолютно нетипичное, но поэтическое. Поэтическое исчезает ближе к концу романа, уступая больной техничности и графоманству. От главы к главе текст набирает обороты, пока у читателя на последней главе не закружится голова и он не потеряет ориентацию во времени и пространстве. Нужно запретить читать «Улисса», его нужно слушать.
Слушать и пытаться услышать внутри себя отзвуки, довериться мастеру Джойсу. Включить все шесть чувств. Только на этом возможно построить гармоничные отношения с «Улиссом».
12122