Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Marina-Marianna28 ноября 2015 г.

    Флэшмоб 2015: 13/15

    Уфф, прочитала. Как-то не ожидала, что книга настолько объёмна, впрочем, не все страницы читала внимательно, кое-что перелистывала, пробежав по диагонали.

    Очень трудно было поставить оценку. Остановилась на краешке "зелёной зоны" - но пожалуй, лишь из уважения к классику. Был бы автор чуть более современным, поставила бы ниже.

    Социальная идея романа очень важна и по тем временам остра. Вопросы истинного аристократизма, благородства, джентльментства - это всё было очень актуально тогда, да и теперь не слишком устарело. С этой точки зрения роман весьма интересен, хотя честно говоря, многократное склонение названия - навязчивое подчёркивание автором темы, о которой он пишет - к концу поднадоело.

    Но герои - точнее, героини... Ох... Именно этот аспект заставлял меня колебаться в оценке - то я в какой-то момент едва не решила поставить книге пять звёзд за то, что автор-мужчина, дитя середины XIX века, вдруг поднял вопросы феминизма (увы, это оказалось так мимолётно!), то я хотела поставить "четыре", объяснив, что в целом роман очень даже, но женщины выведены картонно, но последние 50 страниц меня добили. Предфинальная ссора Эмилии с Доббином - и все сопутствующие этому события - это какой-то абсурд. Это настолько не вязалось с характером Эмилии! Как будто автор вообще не видел в своей героине реальную женщину, ну вот совсем. Сделал из неё дурочку какую-то, но если большую часть романа это было хоть как-то последовательно, то в конце вдруг этот поворот к тому, что она помыкала своим другом (Эмилия помыкала?! Та самая Эмилия, которую он описывал на протяжении предыдущих тысячи страниц?! Та самая, которая... - и здесь все предыдущие события, с ней произошедшие?!), он меня просто доконал. Какой феминизм - мне, видно, показалось! Автор - настоящий MSP, хоть и своего времени.

    Что же касается Бекки - тут тоже, увы, я не могу похвалить автора. Образ вышел до крайности противоречивый. Ощущение было такое, что автор взял прооразом какую-то реальную, вполне приличную и милую женщину, но задался целью вывести из неё чудовище. Как иначе можно объяснить все эти странности? Он описывает поведение Бекки - ну нормальная же женщина, которая пытается самостоятельно устроиться в жизни! Честно и мило пыталась женить на себе Седли - но разве это преступление? Разве она сделала хоть что-то плохое? Разве это не единственная была для неё возможность хорошо устроиться? Ничего не вышло - разве она устроила скандал, обидела кого-то, показала другим, что обидели её? Потом честно работала там, куда её позвали. Между прочим, помимо основных своих обязанностей, выполняла массу прочих дел, принесла колоссальное количество пользы - но нет, и этим не угодила! Вокруг неё плели интриги, затягивали её в сети. Вышла замуж - так что она одна что ли виновата? Испортила жизнь Кроули? А он что - телок бессловесный, не знал, что будет? И так далее, и тому подобное. Любезничала с другими - а что, кто-то против был? Все радовались, ах, какая женщина, как с ней приятно, какая она милая. А потом вдруг оказалось, что она одна виновата во всём, буквально во всём!

    Финал вообще совершенно непонятен. То ли Теккерею писать надоело, то ли наоборот, он уже не знал, как ещё распутать весь этот узел и привести роман к назидательному завершению. Я рассчитывала получить удовольствие, когда у меня оставались 100 страниц, от интересной развязки, а в результате даже не стала вчитываться - пробежала глазами, не вдаваясь в подробности.

    Нет, решительно сёстры Бронте и Джейн Остин - современницы Теккерея - привлекают меня куда больше. Их романы на мой взгляд значительно точнее с психологической точки зрения и куда менее напыщенны. Повторюсь: как классику литературы и выходцу своего времени я готова простить Теккерею многое, поэтому моя оценка - 3,5, но был бы он младше лет на 50, я бы оценивала его произведение куда более критично.

    7
    38