Рецензия на книгу
Девушка, которая застряла в паутине
Давид Лагеркранц
Аноним26 ноября 2015 г.Очень показательно, что имя Стига Ларссона на этой книге имеется только на блестящей золотой полоске, наложенной поверх суперобложки с изображением девушки с татуировкой дракона. Ни на самой суперобложке под этой полоской, ни на прячущемся под ней переплете, ни в выходных данных издания этого имени уже нет.
То же самое и с самим текстом: на поверхности вроде бы Ларссон, копнешь поглубже - обнаружишь одного несчастного Лагеркранца.В начале книги новый владелец журнала собирает редакцию "Миллениума", чтобы поговорить о "вызовах будущего". Народ, естественно, негодует, Блумквист устраивает демонстративный (хотя и во многом случайный) демарш, и всё идет к тому, что всяким там интернетам эта отчаянная братия так просто не сдастся.
Жаль, что того же нельзя сказать об авторе продолжения великолепной трилогии. Господин Лагеркранц сдался цифровому веку без боя и замутил на потребу публике интернет-триллер, замешанный на хакерах, великолепных способностях аутистов и отчаянной демонизации двух главных европейских "страшилок" нашего времени - американского АНБ и русских беспредельщиков.И всё бы ничего, да вот только замес получился слабенький.
Автор отчаянно старается копировать подходы первоисточника, но разбавляет их прозрачной водичкой собственной интеллигентности.
Там, где у Ларссона было 5-6 персонажей, с точки зрения которых ведется повествование, у Лагеркранца их оказывается не меньше дюжины. История мечется от Саландер к нескольким сотрудникам спецслужб и от русского бандюка (который крестится типа православным крестом - с косым перечеркиванием ниже горизонтальной перекладины - нет, реально? так можно, что ли?..) к Блумквисту. Текст размывается донельзя, потому что каждый раз нам приходится сначала узнавать, что персонаж думает о дочери/ раввине/ вчерашних щах / проблемах на работе, и только потом автор смилостивится и расскажет, что же с ним произошло конкретно сейчас. Понимаю, что подобный метод рассказывания историй вообще в традиции скандинавов (примерно то же было и у Ларссона, и у Ю Несбё), однако тут таких "болтунов" слишком уж много.Чтобы главная претензия к книге стала более ясна, перейду, пожалуй, к более резким высказываниям.
Там, где у Ларссона бухали в одиночестве, заливая вселенскую тоску, у Лагеркранца вспоминают любимые книги (реально, почти у каждого героя нашлось время о таковой порассуждать).
Там, где у Ларссона были анальные затычки в действии, у его продолжателя - лишь синяки на лице, стыдливо замазанные тональником...Дистиллированная, выхолощенная история о том, что Блумквист еще ого-го, Лисбет всё также ненавидит мужчин, которые ненавидят женщин, а печатные издания всё равно круче цифровых СМИ, потому что только там занимаются "настоящей журналистикой".
А после вдруг выплывшего из ниоткуда нового адского родственника в следующих продолжениях остается только ожидать двоюродную тетку, повязанную с русской мафией, и бывшего кота Залаченко, ставшего известным на весь мир наркобароном.P.S. Не удержалась и накинула балл к запланированной "тройке" за историю общения Лисбет с пацаном-аутистом. Это было довольно мило, хотя и без розовой сахарной ваты.
Приятного вам шелеста страниц!
898