Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Письмо незнакомки

Стефан Цвейг

  • Аватар пользователя
    Аноним24 ноября 2015 г.

    Ты, теперь я знаю - ты на свете есть,
    И каждую минуту
    Я тобой дышу, тобой живу -
    И во сне, и наяву.

    Нет, мне ничего не надо от тебя,
    Верь - всё, чего хочу я, -
    Тенью на твоём мелькнув пути,
    Несколько шагов пройти.

    Пройти, не поднимая глаз,
    Пройти, оставив легкие следы,
    Пройти хотя бы раз
    По краешку твоей судьбы.

    Пусть любовь совсем короткой будет, пусть,
    И горькою разлука -
    Близко от тебя пройти позволь
    И запомнить голос твой.

    Ты, теперь я знаю, ты на свете есть,
    И всё, о чем прошу я, -
    Солнечным лучом мелькни в окне,
    Вот и всё, что нужно мне.

    До прочтения новеллы Цвейга эта песня была одной из моих любимых. Такой и осталась. Мне слышится в ней всё-таки что-то другое. Возможно, потому, что песню пела Пугачёва – не вполне «мой человек», но безусловно личность с характером.
    Соглашусь с рецензентами, заметившими, что чувство, описанное в новелле, больше всего походит на подростковый фанатизм к звезде экрана. Но и у взрослого человека может сохраниться объект восхищения, по сравнению с которым, бывает, кажешься сам себе незначительным, заурядным, который своим творчеством присутствует в каждом дне твоей жизни, определяет очень многое, от круга общения до деталей стиля. Мир всё теснее опутывают каналы связи, и ваши дороги вполне могут пересечься скорее, чем мечталось. И конечно, хочется воспользоваться этим шансом, чтобы «оставить лёгкий след», передать частицу себя, не на память даже, а ради момента энергетического обмена. Увы, милая Незнакомка, твоя девственность – отнюдь не уникальный дар. Заговори, чтобы тебя узнали! Поделись своими мыслями, своей душой, своим хэндмейдом, наконец! Ты говоришь, что прочитала «сотни книг», потому что он любил книги, но, боюсь, ты от этого нисколько не поумнела. Ты говоришь, что знала наизусть каждую строчку из его романов, но помнишь ли ты, о чём говорилось в них? Что за автор был этот Р., какие истории он рассказывал миру… как он вообще, между прочим, умудрился стать писателем с такой никудышной памятью. Ведь ты и сама не бесталанна, у тебя есть слог, есть чувство, пусть больное и бесцельное, но ты могла бы войти в его светский круг, создать, например, литературный салон. У тебя были к этому средства – богатые друзья, которые любили и уважали тебя, даже с внебрачным ребёнком. Как только удерживала ты их не месяцы, а годы, если не интересовалась ничем, кроме своего кумира?..
    Стефан Цвейг был обаятельным, красивым мужчиной и на редкость удачливым, но психически нездоровым человеком. Всю жизнь писатель страдал от многочисленных фобий и «кризисов» маниакально-депрессивного синдрома. Он передал своим героям мучительную оголённость нерва, исступленную, непрестанную рефлексию, взвинченность, зацикленность, доводящую до безумия. Цвейг очень глубоко копал в психологию отдельного человека, особенно «человека со странностями», и менее, как мне кажется, в отношения людей между собой. Беллетрист Р., конечно, никакой не «чёрствый себялюбец», он вообще почти никто, его реакция на письмо незнакомки как бы и не важна автору, да и самой незнакомке он, в сущности, не нужен. Ведь это не любовь, для которой требуются двое, две личности, две воли – это мания, и не дай Бог оказаться её объектом.

    12
    254