Рецензия на книгу
Были бы у разума ножки
Люси Эйр
Аноним24 ноября 2015 г.Восхитительно лёгкая познаватушка для тех, кто до сих пор боится одного только слова «философия» или готов сломать челюсть зевком при этом звукосочетании. Не всё так плохо, говорит Люси Эйр и пишет художественную по форме и научпоповскую по сути книжечку, которая легко может ликвидировать пробелы в знаниях, кто кого в философии обматерьялил, кто кого обметафизил и откуда ножки растут у извечных философских споров.
Начинается всё с того, что мы узнаём про загробный мир идей, где мыкаются философы и все, кто с философией при жизни был связан. Живут они там неплохо, рассуждают, спорят, заседают, вспоминают настоящую жизнь и иногда даже умирают после смерти, чтобы узнать, есть ли там что-то дальше. Председательствует во всём этом мире бодренький Сократ. Он несёт философию умершим аспирантишкам и докторам наук из уст в уста, млеет от фанатов и искренне радуется вниманию. В противоположность ему злобной чёрной букой из угла глядит Витгенштейн, который считается, что «популярный» и «философия» — две вещи несовместные. Дескать нельзя философию нести в массы, это удел избранных заумных страдальцев, а не всех и каждого. На базе этого противостояния рождается спор, который и двигает книжку вперёд.
Сократ и Витгенштейн заключают пари: случайным образом выбирают настоящего живого человека с земли, который слыхом не слыхивал про философию, и считает, что ей «увлекаются только придурки. И ещё, может, девчонки. Которые страшненькие». Обыкновенный пятнадцатилетний пацан, который любит погонять в футбол, подрабатывает в фастфуде и ходит в школу. Гении мысли собираются дать ему философские знания, а потом посмотреть, станет ли лучше после этого его жизнь. Именно в такой формулировке «станет ли жизнь лучше». Тут, думаю, многие, знакомые с философией, уже расхохотались, да не в этом соль.
На протяжении всей книжки главного героя таскают в загробный мир через своеобразную Нарнию (только шкаф не платяной, а для сушки полотенец), где ему популярно и кратко рассказывают о важнейших вопросах философии: красота, сомнение в реальности, относительность восприятия, смерть, смысл жизни, материя, дух разум, счастье, свобода воли. Стороной обходят, в общем-то, довольно мало основных вопросов. Например, о религии ни слова. Не знаю, почему. О любви тоже только вскользь, но это потому что любовная линия своеобразно зашита в художественную часть.
При этом автор прекрасно понимает, что если под видом художки заставить своих померших философов произносить вслух конспекты собственных работ и обозвать это научпопом, то такое читать никто не будет. Поэтому она делает несколько вещей для облегчения восприятия материала:
1) обязательно строит подачу информации на противоборстве, споре, противопоставлении двух или более точек зрения, так что получается не только разбавлять монологи, но и вставлять шуточки и вообще отвлекаться;
2) дополняет это всё красочными визуальными рядами, которые, по сути, совершенно бесполезные, но способствуют запоминанию и, опять же, отвлечению от крутых абстракций. Например, персонажи-спорщики могут играть в теннис и яростно подавать друг другу мячи или сидеть на пикнике и жрать пирожные, обляпывая всё вокруг кремом;
3) в самых трудных местах, где без специальной терминологии не обойтись, у нас всегда есть главный герой, который делает унылое лицо и спрашивает про самые СТРАШНЫЕ слова – что они значат. Очень полезно, в общем-то!В итоге информация подана не то чтобы блестяще, но неплохо, без искажений и доступно. А вот чем закончится сюжет — я не скажу. Лично меня финал разочаровал, но кому-то наверняка понравится такое развитие событий.
60571