Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Братья Карамазовы

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним18 ноября 2015 г.

    Тоскливо смотря на объем, я вспоминала школьные годы. Сжатые сроки для прочтения книги, когда ночами, засыпая, сидишь с карандашом в руках, выделяя характеры персонажей, важные события и прочее, прочее. Итоговые сочинения с пустой головой, когда писать надо было то, что ждут, а не то, что хотелось бы. Впрочем, "Преступление и наказание" для меня тогда не смогли испортить ни сжатые сроки, ни обсуждения в классе, где приходилось выслушивать много всякого бреда от учеников, выхвативших куски текста из сборника готовых ответов, ни итоговые сочинения.
    Неправильно у нас в плане уроков литературы подобраны произведения. Желание самостоятельно прочесть классику после окончания школы, в большинстве случаев, отбивается надолго. В те года меня заставляли рассуждать о нравственной подоплеке страданий Раскольникова, а я сидела в комнате с пауками вместе со Свидригайловым, из всего огромного множества зацепив лишь этот момент.
    И сейчас, начиная чтение "Братьев Карамазовых", я ловила себя на том, что взглядом отмечаю внешность и характеры героев, моменты их биографии, не видя картинку целиком, дробя ее на кусочки для ответов. А ведь у нас была замечательная учительница литературы. И лицей имени Пушкина, так что большую часть года мы посвящали ему, а на всех остальных авторов уж сколько останется. Но опустим.
    Для меня этот роман удивителен количеством вопросов, тем, вместивших в себя. Если разбирать его структурно, от простого к сложному, то это детективная история, исходящая из любовного соперничества. А потом вырастает веточка психологизма, ветвь религиозная, побочные истории людей, косвенным образом связанных с жизнью братьев (в основном, Алеши) - старца Зосимы, мальчика Илюшеньки. И вот ты стоишь в центре этой структуры, мечешься от одной ветви к другой, пытаясь охватить все, не упустить ничего, а не выходит. Я вот здесь прихожу в ужас от таланта и образа мышления Достоевского - как, как можно было создать такое? Даже зная его биографию, этот ужасный момент с инсценировкой казни и последующую ссылку, не могу представить себе. Впрочем, все эти сухие факты никаким образом ничего нам не опишут.

    Говорить/писать об этом романе тяжело. И сказано о нем уже многое, и комом все стоит это где-то внутри, переосмысливается, перемалывается вместе с тобой. Писать банальности, вроде того, что это очень религиозная книга, что Карамазовы есть отражение характеров русских (да и не только русских), что в братьях найдешь себя (вот кто-то же нашел себя Смердяковым). Можно, да только сказано уже все это задолго до меня. И повторится задолго после.
    Раз уж я упомянула о том, что в братьях можно узнать себя, то надо уж и повиниться, в ком узнала. В Иване. Ужаснуло. Не потому, что мне он не понравился, пусть из всех братьев он и был более всех похож на отца. Ужаснуло выбранным путем, по которому Иван идет. Дмитрий уступает карамазовщине внутри себя, но он ее ненавидит. Алеша пытается совладать с ней, утихомирить. А вот Иван словно игнорирует, постоянно концентрируя все это где-то внутри. Такое пассивное наблюдение в щелочку закрытых дверей. Снесет же вместе с дверьми. И катализатором этого был Смердяков. Он для меня самый неоднозначный персонаж. Вроде ни рыба ни мясо, пассивный, слабый, а вдруг притворяется? Сорняк, шелуха, обиженный жизнью человек, а вот мелькает же что-то эдакое. Манипулятор-недоучка, мне все время казалось, что я его недооцениваю, не вижу очевидного. Собственно, такие же мысли были и у Ивана, а это уже говорит о многом.
    Написать хочется о многом, но это все еще такое кровоточащее и неокрепшее, необдуманное, в чем-то только зарождающееся, что страшно куда-то выставлять, кому-то в открытых ладонях протягивать. Да и надо оставлять от прочитанных книг что-то в себе, что-то личное, немного даже святое. От "Братьев Карамазовых" остается много.

    15
    145