Рецензия на книгу
Кладбище домашних животных
Стивен Кинг
Arlin_16 ноября 2015 г.Ужасы, ужасы... Вот где здесь ужасы, скажите мне? Маэстро Кинг вполне способен меня напугать, и судя по рецензиям, я должна была впечатлиться, но... воспринимать "Кладбище" как хоррор я не могу, поэтому буду рассматривать его как психологический триллер.
С точки зрения сюжета все очень банально, как это уже было в "Салимовом Уделе", но назвать "Кладбище" типичным ужастиком язык не поворачивается, потому что все эти кладбища, ожившие легенды и зомби в красных шортах - не более чем декорации для более интересного действа, которое разворачивается в душе героя. Поэтому не ждите от внешней событийной канвы какой-то оригинальности - большая часть поступков главного героя - Луиса Крида - просчитывается буквально с первых строк.
Присутствует в романе и главный парадокс всех ужасов: герою обязательно нужно куда-то пойти, хотя со стороны очевидно, что до добра такая вылазка не доведет. Притом Кинг порой даже не озадачивается хоть какой-то мотивацией для героя: пойти ночью в лес со странноватым соседом? - да запросто! Впрочем, все эти кажущиеся недоделки, наверное, в некотором смысле пародируют типичные сцены из других книг - ну не верится мне, что такой мастер, как Стивен Кинг, может быть настолько невнимателен к деталям. Так что сочтем это за нарочитую небрежность, которая неплохо подчеркивает более глубокую психологию в других сценах.
Далее незначительные СПОЙЛЕРЫ!
В центре текста - мысль о смерти, которая так или иначе затрагивает каждого героя, однако в большей степени "повезло" главному герою - доктор Луис Крид может оценить ее с разных позиций. Во-первых, он выслушивает и осмысливает представления о смерти совершенно разных людей - от собственной шестилетней дочери до 83-летнего соседа. Во-вторых, его собственные взгляды меняются под влиянием окружающей обстановки: одно дело - абстрактно рассуждать о смерти, другое - косвенно столкнуться с ней в реальности, третье - пережить гибель близкого человека. Перед прочтением я в общих чертах знала сюжет, поэтому меня особенно интересовало, как автор подведет героя к страшному решению - вернуть из мертвых собственного ребенка. К середине текста я была уверена, что Луис не решится на это по собственной воле, но дальше... Кинг мастерски показал, как эта идея проникает в мозг человека - сначала в виде нелепой мысли, от которой отмахиваешься; затем обосновывается все прочнее и в конце концов кажется единственным возможным выходом. Блестящий самообман, когда Луису кажется, что он контролирует ситуацию, но на самом деле...можно ли держать под контролем что-то настолько иррациональное, как смерть?
Кроме этой центральной мысли, Кинг затрагивает еще многие вопросы - о взаимоотношениях в семье (на примере трех семей), о привязанности к животным (интересно наблюдать, как меняется отношение к Черчу), о детских страхах и чувстве вины (история Рэчел и Зельды). Есть несколько высказанных вскользь, но от того не менее важных мыслей - например, замечание,что одиночество ощущается значительно острее, если провожаешь кого-то - даже ненадолго. Довольно просто, но меня зацепило.
В целом, как это часто бывает у Кинга, получилась психологическая драма в декорациях триллера - но для иллюстрации такой идеи все средства хороши.
1449