Рецензия на книгу
Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху. 1905-1930 гг.
Жан-Поль Креспель
Аноним15 ноября 2015 г."Жан-Поль Креспель – французский искусствовед, автор многочисленных работ об искусстве Франции XIX – XX веков и его виднейших представителях." Это цитата из биографии автора на Лайвлибе. Долго искала еще что-то про Креспеля в сети, и на русском, и на английском, и на французском, но подробностей нет. А искала я это, чтобы понять - и ЭТО серьезный искусствовед?! Ученый?! Как можно позволять себе такие высказывания?
О Модильяни
...Модильяни (по большей части обыкновенный маньерист)... Когда же он оказывался совсем на мели, то отправлялся в Ливорно, чтобы под крылышком у мамочки, отдававшей ему все свои сбережения, переждать кризисный момент.
О Гертруде Стайн
Ее достижением были покалишь два произведения: «Три жизни» и «Нежные бутоны», которые прочли, возможно, человек десять, но она уже вовсю работала над «Становлением американцев», совершенно неудобочитаемой семейной сагой. Поражает бездна, разделяющая ее поверхностное творчество и степень ее влияния на творчество других писателей. Просто невероятно, но эта грузная американская еврейка, словно вытесанная из гранитной глыбы, с мыслями столь же короткими, как и волосы, остриженные ежиком на гермафродитном черепе, в течение двадцати лет умудрялась господствовать в мире американской литературы. И все воспринимали ее всерьез, несмотря на напыщенный и претенциозный стиль ее творений с бесконечными повторами, своего рода заиканием на письме.
Об американцах
С нескрываемым восторгом американцы открывали для себя одновременно с французскими винами (впрочем, не умея отличить спотыкач от сотерна) наши самые крепкие аперитивы.
И дело ведь даже не в личном мнении (ладно, не энциклопедию читаю), а в том пренебрежении и язвительности, которыми закапаны все страницы. Креспель рассказывает о художниках, поэтах и писателях Монпарнаса, как о цирке уродов. Основой книги является перечисление многочисленных баров, ресторанов, столовых Монпарнаса и того, кто там и когда пил и ел. Да, есть некоторые забавные факты, которые впрочем не имеют никакого отношения к раскрытию сути Монпарнаса или вообще искусства. Например:
Шагал, живя в «Улье», уверял, что располагает всеми необходимыми удобствами, ведь в его мастерской был крытый балкон, где он мог спать или грезить о своих летающих ослах и коровах с человеческими лицами. Модильяни выделялся как явление исключительное: он ежедневно мылся в цинковом тазу, который при переездах увозил прежде своих рисунков или скульптур. Подобная чистоплотность считалась одной из странностей его характера и милостиво ему прощалась.
или
Фернанда Баррей рассказывала: «У меня было семь больших рисунков Модильяни… Я разжигала ими огонь во время войны. Да-да, они были ценны именно этим!» Когда зимой 1916 года она принимала у себя Фудзиту, то, чтобы заставить пылать камин, сломала великолепный стул в стиле Людовика XV, подарок родного отца. Этот поступок пленил японского художника, и через несколько месяцев он женился на импульсивной Фернанде.
Читателю, который никогда не был в Париже и не изучал французское искусство лет десять минимум, будет непонятно очень многое. Огромная куча названий и фамилий, которые я вообще никогда не слышала, а ни редактор, ни автор не потрудились снабдить книгу хотя бы минимальными примечаниями. Ух... А я еще думала, почитаю про импрессионистов и Монмартр. Вот уж нет!3 / 10
14196