Рецензия на книгу
Numero zero
Umberto Eco
icream15 ноября 2015 г.Да и кто читает книги после того, как уже прочёл рецензию? Зряшная трата времени. © Умберто Эко
Удивляться "Нулевом номеру" я начала уже сразу, как только взяла книгу в руки. По сравнению с остальными работами Эко, этот роман очень мал. Втянувшись в чтение, я удивилась еще сильнее, потому как речь идет о 90-х годах, а не свойственных автору далеких временах.
Итак, перед нами сколоченная за пару дней мифическая редакция газеты, нулевой (первый, второй...) номер которой никогда не выйдет в свет. Перед нашими глазами развернется самая настоящая журналистская кухня, со всеми ее и кипениями и зловонными запашками сенсаций. Несколько журналистов пытаются создать из ничего информационный повод, а главред учит их как писать опровержения и некрологи. И тут в сюжет неожиданно врывается нарытый одним из журналистов скандал с двойником Муссолини (а иначе это был бы не Эко, без исторической-то тайны!). И тут я хочу привести пару цитат, которые отлично опишут, какого нрава была эта редакция, в большинстве своем:
Не столько новости делают газету, сколько газета создает новости.
Публика не знает, какие у нее нравы. Мы ее ориентируем. Благодаря нам люди также узнают, какие нравы у них были прежде.
Потренируйте сотрудников. Покажите, каким образом удается формировать новость там, где ее не было, или где никто не знал, что она есть.
Еще одно хорошее немецкое слово, Schadenfreude, радость по поводу чужих бед. Именно это чувство старается побуждать в любом читателе уважающая себя печать.И мне бы казалось это забавным, а может наоборот раздражающим. Но мне такая работа редакции знакома до боли - подгонка фактов под теорию, создание инфоповодов и искажение высказываний. Не знаю как дела обстоят в других печатных изданиях, но в моем случае эти цитаты были чуть ли не буквальными. Наверное, именно это заставило меня пропитаться глубокой симпатией к главному герою и его возлюбленной Майе, которым такой расклад не по душе.
Несмотря на малый объем, книга буквально напичкана шикарными отступлениями, касающимися новейшей истории Италии. Хотите - не хотите, но вы узнаете парочку любопытных фактов.
Книга пронизана разочарованием в политике и политиках Италии, пронизана тревогой и какой-то безысходностью. Но при этом главный герой продолжает сыпать саркастичными фразочками.
Эта книга не самая лучшая у автора, по ней нежелательно судить его творчество, но тем не менее, она гораздо легче воспринимается - мозг не так кипит от количества подаваемых фактов. Я же настоятельно рекомендую почитать ее тем, кто хоть как-то относится к миру журналистики.
697