Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кому на Руси жить хорошо

Н. А. Некрасов

  • Аватар пользователя
    Vasbka12 ноября 2015 г.

    Лично мне поэма понравилась. Некоторые моменты были не очень интересные, например ярмарка как-то не зашла, но в целом хорошо. особенно понравились те части, где один из героев рассказывает о своей жизни или о жизни какого-то другого человека. Самое душевное про Матрёну Тимофеевну, аж чувства проснулись; самое смешное про князя Утятина (Последыш). К чтению быстро привыкаешь и уже начинаешь на автомате и ударения ставить непривычные и не обращаешь внимания, что слог меняется (автоматом начинаешь читать правильно). И вот когда в этот ритм входишь, так прям удовольствие получаешь. Наверное, в частности и поэтому вторая часть поэмы показалась более интересная.

    Так кому всё-таки на Руси жить хорошо?

    Да в общем-то практически никому. Думаю, даже если бы ребята дошли до Царя (а они бы дошли, если бы Некрасов не закончил роман по нужде), то и царь бы оказался бы глубоко несчастным человеком.

    Но всё это ерунда; как я уже сказал, больше всего сожалеешь Матрёне Тимофеевне. Уж кто-кто, но она заслужила счастье, но увы...


    А к нашей женской волюшке
    Всё нет и нет ключей!
    Великие сподвижники
    И по сей день стараются -
    На дно морей спускаются,
    Под небо подымаются,-
    Всё нет и нет ключей!
    Да вряд они и сыщутся...
    Какою рыбой сглонуты
    Ключи те заповедные,
    В каких морях та рыбина
    Гуляет - бог забыл!..

    Вообще, не женское это дело так маяться. Ох, не женское! Женщина она что... она душой живёт, чувствами. Если женщина счастлива, то и вокруг всё цветёт. А Матрёне Тимофеевне и некогда было цвести. Всё надо было работать, да работать. А сын был отдушиной, да и того Бог прибрал. И только силой воли и упорством смогла выбраться из всей это ямы. Да и то дни напролёт одни заботы. Честно, самый сильный образ в поэму (да и вообще среди многих произведений). Вот прям образ тяжёлой женской жизни описан, как он есть. Идеальный образ.

    В поэме много и других крестьян и у всех судьба тяжёлая, а для того времени это было нормально. Никто, практически, и не рыпался. Отсюда-то и горе крестьянское, что всё принимают как есть. Забавно, но это потом ещё Толстой писал, кажется, в "исповеди". Что крестьян он любит за то, что они любое горе воспринимают не как горе, а как положенное, а оттого и страдаю меньше. Ну оно и правильно. Например, когда ты заболеваешь и начинаешь злиться, то болезнь превращается в ад. А вот другое дело, когда ты заболеваешь и смиряешься с этим, ложишься в кровать и особо не парясь читаешь или смотришь фильмы какие. То и болезнь переносится легче. Так и у крестьян, они переносят легче. Но в этом есть и плохая сторона, что они не способны что-либо поменять. Ведь чтобы поменять - надо быть недовольным, несогласным. А такого нет. Они смиренны и только и молятся. Но Бог жизнь не меняет, это обман. Только человек меняет свою жизнь. Ведь не зря говорят, на Бога надейся, а сам не плошай. И именно в конце, Гриша Добросклонов (фамилия-то ого-го) бунтует внутри и дух его пробуждается. Но об этом потом...

    Интересный мини-персонаж в поэме Ермила Гирин (это тот, кто за мельницу боролся).



    Да! был мужик единственный!
    Имел он всё, что надобно
    Для счастья: и спокойствие,
    И деньги, и почет,
    Почет завидный, истинный,
    Не купленный ни деньгами,
    Ни страхом: строгой правдою,
    Умом и добротой!

    Но что-то и его там чёрт дёрнул разок. В целом, никто его и не винил бы, да сам он себя сгрыз. Сложно таким людям в одиночестве. Увы, увы.

    Интересный выделяющий чем-то персонаж это дед Савелий, что сына Матрёны по рассеянности погубил. Вроде интересный мужик и история его интересная про немца. Вроде как и не очень добрая, а вроде как и выделяющаяся. Хорошо, что помирился они с Матрёной.

    Персонаж-загадка Егорка Шутов (которого всей деревней били). За что, про что, вроде и не написано. А вот всё-таки странная особенность, коли сказали бить, так все и бьют. Как-то тоже нехорошо, а всё от чего? От отсутствия того самого осознания внутреннего, всё тоже, что я писал в абзаце про Толстого. Что принимают всё как есть. Бить так бить. А всё-таки интересно, раскрыл бы Некрасов этого персонажа или нет, если бы как и хотел написал бы 8 глав.

    Кстати, вспомнил тут ещё одного мальчугана, сына Матрёны, который волчице отдал овцу. Ну, сразу понятно, яблоко от яблони не далеко падает.

    Ну, и конечно Гриша Добросклонов. Последние строчки (сразу после песни и до конца) перечитывал несколько раз. Восхитительны. Вдохновляют. Вроде бы мы про Гришу ничего и не знаем, мало совсем про него, а именно эти строчки заставляют прям прочувствовать, как поднимается Дух Гриши. А сам Гриша - это олицетворение новой Руси, какую, мне кажется, хотел бы видеть Некрасов. Пробудившейся от спячки, запевающей красивые песни (а не голодные), движущуюся к свету.

    Вот он счастливый человек. Гриша.


    Быть бы нашим странникам под родною крышею,
    Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

    Одно понятно, что хотел Некрасов до этой концовки написать ещё пару глав, но пришлось Грише раньше времени песню слагать, а потому такой резкий переход. Но тут уж ничего не поделаешь. Странно, что некоторым кажется, что бесконечные слёзы по крестьянам и так далее и тому подобное. А разве это плохо, что такие люди как Некрасов, Толстой и другие смогли понять, что нет на земле никаких классов, есть люди и везде они одинаковые. И что крестьяне это не сброд, а такие же живые люди. А разная "элита" на самом деле тоже обычные люди. Все равны. Будь ты крестьянин или помещик или поп, - ты всё равно можешь быть счастливым или несчастным. Тут уж как себя поведёшь. А в нашей современной жизни разве не так же? Да так же всё, так же. Только не так ярко выражено. Не классы уже, наверное, а профессии или денежное состояние. Да много таких вещей. А в целом считай что одно и тоже.

    4
    296