Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девушка, которая играла с огнем

Стиг Ларссон

  • Аватар пользователя
    Аноним11 ноября 2015 г.

    Давненько я собиралась вернуться к серии "Миллениум" Стига Ларссона. И вот свершилось. Все сошлось в одной точке - усталость от жестокого рабочего графика, задание в книжном путешествии, в котором из всех книг в подборке только эта хоть как-то коррелировала с моими планами по чтению... И вот я снова в Швеции. Ну не сразу, конечно, а через острова Карибского моря... Эх, я бы там задержалась сейчас... Но не об этом, не об этом... пока.

    Возвращение к истории Лисбет и Микаэля не стало триумфальным. Срок прошел существенный, так что эйфории у меня как у читателя уже не наблюдалось. Но тем не менее, и книга удивить не смогла, а порадовала довольно локально. Читайте, местами. Время от времени случался триллер, имелась и некая детективная загадка. Однако первого было слишком мало, а вот вторая была не такой уж и детективной. Позволю себе развить тему некоторой раскоординированности приятия и неприятия, представив список моих замечаний к структуре, стилю и содержанию книги:

    1) в моем издании чуть больше 700 страниц. Это не недостаток, это достоинство хорошего детектива, если он готов на протяжении всего этого объема представлять такие желанные читателю следовательские ходы и еще неразрешенные загадки. В "Девушка, которая играла с огнем" вышло так, что лишь к 250 странице (позволила себе лишь примерно округлить число, не меняя его порядок) происходит основное событие, повлекшее за собой собственно расследование представленное далее. И тут я лично задалась вопросом: а для чего было все то, что было раньше? И тут же сама себе на него ответила, что погоди мол, тебе все станет ясно. Если ружье висит на стене.... Ну вы знаете. Так вот НЕТ, оно не выстрелило. Для верности скажу, что кроме буквально первых 4 страниц. Те имеют отношение к завязке и развязке. Хотя ко времени, когда это самое раннее начало стало актуальным, я честно подумала, что читала это настолько давно, что даже, наверное, в другой какой-то книге. События начала романа кажутся яркой предысторией, которая получит-таки, как верит читатель, хоть какое-то продолжение во второй части романа. Эти двое супругов на морском берегу, этот парнишка-абориген... Ну для чего-то это же было нужно?! Было. Чтобы было. Там и останется. Нет. И не рассчитывайте. И не просите. Прочитали и можете смело забыть (неслучайно в киноверсии взяли, да и обчекрыжили историю на этот кусок как кинонепригодный);

    2) все и всегда сводится во веки вечные к чему? К русскому следу. Мы - страшная нация. Причем русский след продолжает тянуться из Таллина, даже когда Таллин официально стал столицей другого государства. Мол все равно там все русские. Забавное сокращение русской фамилии - Зала. Скажи мне это, я подумать могу только на представителя африканских народов. Ан нет! Русский. Впрочем, можно вычеркнуть эту претензию. Уже раз и навсегда понятно, что русская мафия чего-то стоит. Так что почему бы и нет?

    3) повторы. Постоянные повторы информации, действий, передвижений. Глазами разных людей, но точь-в-точь теми же словами. Констатация фактов в разных проекциях. Зачем же письма-то дословно цитировать, если ранее их уже читала другая сторона?! Можно же без полного повтора обойтись?

    4) клише. Они там есть. Ну на то и детектив. Оборот "белокурый гигант" меня буквально извел. Представьте, что одного из персонажей книги, который во второй части фигурирует очень часто, зовут только так. Без вариантов. То есть без синонимов и перестановок. И это меня очень утомило. А этот ход с грудью Лисбет?! Я даже не сразу придумала, куда его отнести. И все-таки клише. Не верю я в тот ход, что такая девушка о чем только и мечтала, так это о хорошей такой груди 3-го размера. Словно всю первую книгу героиня держит в уме: "Эх, разживусь деньжатами - сделаю пластику!"

    Остановлюсь уже. Нет смысла в этих претензиях. Очевидно, что книга не является шедевром в своем жанре, не обладает изяществом и даже особой глубиной (к слову, жанру они вовсе и не присущи), не несет особой в себе оригинальности по сюжетным ходам. Однако почитать-отвлечься эту книгу вполне себе можно: в транспорте, во времена особой усталости, а главное - во времена отсутствия больших ожиданий.

    37
    312