Рецензия на книгу
Ляльковий дім
Генрік Ібсен
NaumovaLena24 декабря 2025 г.«... жить ведь надо, доктор... да, как-то принято думать, будто это необходимо...»
Генрик Ибсен — несомненно, один из величайших драматургов. Мне он уже был знаком по его знаменитой пьесе «Пер Гюнт», которая с аншлагами идёт на многих театральных площадках. Кстати, именно таким образом я и открыла для себя этого норвежского новатора, сумевшего перевернуть все представления о театре своим глубоким психологизмом. И эта пьеса мне кажется по накалу страстей, символизму и уровню психологизма нисколько не уступает истории про бездельника и мечтателя Пера Гюнта и ждущей его Сольвейг, ставшей настоящим символом верности и преданности.
Но весь наш дом был только большой детской. Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами...Кукольный дом — это не просто название пьесы, это и внешний антураж, и её внутреннее содержание. Герои, помещённые в определённые обстоятельства, играют в предложенных декорациях, а автор создаёт вокруг них искусственную атмосферу семейного благополучия и любви. Но они лишь куклы, призванные играть задуманные им роли.
Мне нравилось, что ты играл и забавлялся со мной, как им нравилось, что я играю и забавляюсь с ними. Вот в чем состоял наш брак, Торвальд...Они словно всем известные матрёшки: открываешь одну — и появляется следующая. И все эти «жаворонки» и «белочки», в определённый момент словно сбросив верхний слой, предстают в совершенно ином, довольно неприглядном виде. Меняясь ролями по ходу действия, они наглядно показывают, что стоит за всем этим внешним лоском и погоней за положением и деньгами.
Хельмер (в дверях направо). Ну, где же мой жаворонок?
Нора (бросаясь к нему с распростертыми объятиями). Вот он, жаворонок!...В финале Ибсен словно специально оттягивает момент, когда главная тайна героини выйдет наружу, доставляя ей при этом дополнительные мучения. К этому моменту обсуждение вязания, шитья и танцев начинает весьма раздражать, уже хочется, чтобы самое страшное случилось и узнать реакцию Торвальда на то, что сделала милая птичка для его спасения. И почему-то с самого начала казалось, что эта жертва не будет оценена по достоинству.
О, какое ужасное пробуждение! Все эти восемь лет... она, моя радость, моя гордость... была лицемеркой, лгуньей... хуже, хуже... преступницей!Показать полный переворот героев за столь маленькое количество страниц — для этого бесспорно надо обладать большим талантом. Ибсен, мне кажется, справился с этой задачей безупречно. Образ Торвальда Хельмера вышел поистине пренеприятным и лицемерным. Столь правильный и воспитанный, до безумия любящий своего маленького жаворонка, он в один миг готов отказаться от неё, как только будет задета его честь и окажется под угрозой дальнейшая карьера. Но столь же быстро всё вернётся на круги своя, как только опасность минует, любовь к своей белочке вспыхнет с новой силой.
Слушай, же, Нора, ты как будто еще не понимаешь, что все прошло. Что же это такое... Ты как будто окаменела? Ах, бедная малютка Нора, я понимаю, понимаю. Тебе не верится, что я простил тебя. Но я простил, Нора, клянусь, я простил тебе все. Я ведь знаю: все, что ты наделала, ты сделала из любви ко мне...А вот Нора — как раз из обычной транжиры и недалёкой особы вдруг вырастает в сильного и решительного человека. Претерпев значительные изменения в характере и пройдя сквозь мучительный выбор, она становится цельной личностью, имеющей характер и начинающей формировать свои представления о жизни. В отличие от своего мужа, избавившись от всего напускного, она раскрывается внутренне, и то, что скрывалось глубоко внутри её души, поражает читателя. Из глупой куклы, играющей написанную для неё другими роль, сейчас она берёт управление собственным «я» в свои руки.
Нора. Благодарю тебя за твое прощение. (Уходит в дверь направо).
Хельмер. Нет, постой... (Заглядывая туда). Ты что хочешь?
Нора (из другой комнаты). Сбросить маскарадный костюм...Это душевное преобразование поразительно и невероятно убедительно. Но во всём этом снова есть некий перебор: как изначально героиня играла роль покорной и преданной жены, так сейчас она с той же слепой убеждённостью и горячностью хочет стать свободным человеком и попробовать понять жизнь на личном опыте, пусть даже в ущерб собственной семье. Всё, во что она верила столь долгое время, оказалось неправдой: кругом ложь, обман, и вся её счастливая семейная жизнь зиждилась только на самовнушении. Финал, кажется, ставит всё на свои места: Нора больше не хочет существовать в столь тесных рамках и выбирает себя, поэтому уходит из этого кукольного дома, громко хлопнув дверью.
И как верно подметил Джеймс Ханекер — американский писатель и критик:
Этот хлопок дверью прогремел на весь мир...3271