Рецензия на книгу
Друзья зимние, друзья летние
Татьяна Александрова
Аноним10 ноября 2015 г.Друзья зимние, летние, настоящие
Когда-то в Одессе было издательство "Два слона". Было это между развалом и междоусобными. Издательство вернуло детям дореволюционную детскую классику в виде нетленок "Леди Джен", "Голубая цапля", "Поллианна", "Красавица, Умница и Добрая душа". А еще они напечатали и продали за сущие копейки, за них тогда еще и хлеба было не купить, за эти копейки, потрясающую, просто невероятную книжку Татьяны Александровой "Друзья зимние, друзья летние". Мы знаем Александрову как маму домовёнка Кузи, есть даже те, кто знает ее как замечательную художницу. Но книга о друзьях, а по сути - о сладком, дымчатом детстве, была долго почти неизвестна. По слухам, когда-то хотели один рассказ напечатать, но был он слишком детско-недетским.
"Два слона" издали все как есть, с изумительными иллюстрациями самой Александровой, акварельными, пастельными, карандашными. В эту книгу я, ногастая и громкая семиклассница 12 лет, которой охотно давали 15, влюбилась намертво. С нее, пожалуй, и началась оголтелая тоска по непрочитанному детскому, уже тогда и началась.
Александрова - младшая из пары близнецов, Таньнаташи. Они родились в начале 1929 года, и первые воспоминания Татьяны - о начале и середине тридцатых. Надо отдать ей должное: главным героем книги о времени недетском, молчаливом, зашептанном стало все-таки детство во всей красе пуговичных глаз мягких игрушек, ободранных коленок и громоздких трехколёсных велосипедов.
"Друзья зимние, друзья летние" - это именно книга воспоминаний о детстве, разрозненных, нарванных неровными полосками, что-то запомнилось четче, что-то куцевато, но от этого не менее сочно и вкусно. И емко. С сегодняшними неэкономными временами уже и представить сложно, как можно писать так скуповато, без лишних слов и эмоций (лишних!), без груд ненужных запятых и многоточий.
Родители у Таньнаташи жестковатые, как того и требовали партия и новые стандарты воспитания. Они работают, у них после работы собрания и политинформация, а детей укладывают рано, в восемь, чтобы не мешали отдохнуть. У Александровой родители в книге присутствуют тенью отца Гамлета, их попросту никогда нет, и воспитывают детей няньки из деревни, бабушки и садики. У Таньнаташи няня, Матрешенька, простая деревенская женщина, которая одинаково воспитывает как близнецов и их старшую сестру, так и родителей.
Но главное - это друзья. Их много, как это и бывает в детстве: Лузочка, Света, Галя, Зося, Нина, Вовка, Васька, Аллочка, Татка... И между ними есть четкое деление: одни друзья - только летние, другие - зимние. С зимними - радости от игр в московском дворе, от довесков в булочной, от раскатанных ледяных дорожек, от библиотечных книг; с летними - грязные ноги в теплой пыли, царапины, хождения гурьбой от дачи к даче, сады, чердаки, флоксы в палисадниках, грандиозные проекты масштабных игр, расслабленные (дача, отпуск, лето!) взрослые.
"Наши зимние друзья летом живут неизвестно где, а зимой — в нашем дворе. Зато летние друзья живут летом на соседних дачах, а зимой — неизвестно где. И поэтому летние друзья иногда не могут прийти на наш с Наташей день рождения: десятое января — самая середина зимы. Это очень печально и жалко!"
(Наши друзья живут в трех-четырех социальных сетях, мы не видим их живьем ни зимой, ни летом. Это очень печально и жалко.)
Детство Таньнаташи заканчивается рано, однажды дачный поезд привозит из Москвы страшную новость: началась война.
Воспоминания о войне весьма бесхитростны. Долговязые подростки одеты нелепо, но на это всем наплевать, пусть у тебя вместо пальто перелицованный дедушкин халат, переживший революцию, гражданскую, зато из него не торчат голые по локоть руки, как у тех, кого война застала в детских шубках, из которых они выросли. Еще подростки все время хотят есть и проявляют в этом вопросе максимум изобретательности, не гнушаясь тяжелой работой, за которую хоть сколько-то платят.4247