Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Превратности любви

Андре Моруа

  • Аватар пользователя
    reader-1056436123 декабря 2025 г.

    Сплошной сексизм и мизогиния или Крысы первыми бегут с тонущего корабля

    "Крысы" — это о двух возлюбленных Филиппа, главного героя романа, Одилии и госпоже Соланж.

    О чём сюжет?

    Филипп рассказывает в письмах Изабелле, своей второй после Одилии жены, историю своих влюблённостей. С самого детства у него был образ смелой, решительной, гордой девушки, так называемой Амазонки, Ани Соколовой, тип королевы, изящной, стройной и красивой. И в реальности он влюбляется сначала в Денизу Обри (знаете, те самые первые невзаимные влюбленности, когда шрам от них не заживает в течении всей жизни...), из-за которой разочаровывается в женщинах в целом, потому что при нём же, при его ухаживаниях, она двузначно отвечала и другому мужчине тоже, что вызвало у Филиппа презрение к женскому полу в целом. (вообще, у Моруа очень много сексизма и мизогинии, но об этом позже)

    А далее Филипп женится на Одилии. Она его быстро предупреждает, мол я легкомысленная, вы еще пострадаете от меня. А он что? Правильно, игнорирует редфлаг и лезет в эти отношения. А дальше делает вывод, что ум женщины — лишь отголосок мужского опыта и взгляда, что у мужчины есть карьера, хобби, долг перед страной, а у женщины лишь мужчина. Почему? Потому что его жена часто начала увлекаться другими мужчинами, передавать из их уст термины, которые никогда не слышала и не интересовалась. Начала разбираться в темах, о которых даже не задумывалась... И это закономерно начинает наводить на тревожные мысли.

    Тут важно отметить, что Филипп быстро начинает подозревать Одилию в измене, особенно когда та выходит из дома на час раньше или на любые вопросы отвечает либо уклончиво, либо с иронией, либо притворяется скучающей, уставшей и даже спящей. Он изводит себя подозрениями и тревогами, хочет ее уличить с любовником, но что толку? Она могла его уже выпроводить и это не даст ровным счетом ничего. В итоге, он передумывает с ней разводиться, потому что так сильно любит её (на самом деле зависит от эмоциональных качелей, которые она ему устраивала, и не мог лишиться такого наркотика).

    В конце концов, он истощает себя переживаниями и терзаниями настолько, что устраивает сцены Одилии, естественно, с ревностью, с претензиями, с нападками. Забрасывает фабрику, которая передалась ему от отца, и вообще кладет на все дела. Одилия же отдельно от него уезжает куда-то "отдохнуть", либо уединяется на вечерах с Франсуа (так зовут ее любовника, который помотал нервы Филиппу). Начала ли изменять она из-за пустых сомнений Филиппа поначалу, или он подозревал ее правильно? В общем-то, такое ограничение свободы и насилие над личными границами (как модно разбрасываться терминами сейчас) раздражает Одилию и она уходит с головой в отношениях налево, предчувствуя, что конец связи с Филиппом близок.

    Одилия сама предлагает развод, вышла за Франсуа, и тот ее начал изменять. В конце концов, она в итоге застрелилась, потому что она не смогла перенести того, что она любила, но не была особо любима, а человека, который любил ее, она разрушила. Тут можно было бы взмахнуть руками и сказать: вот это драма! Никогда ж такого не видели! Но это только половина книги.

    Редакторы в аннотации почему-то заявляют, мол, Филипп и Изабелла рассказывают ДРУГ ДРУГУ историю своих любовей. Это не так. Вернее, отчасти. Филипп Изабелле — да, чтоб быть максимально с ней откровенным и честным, Изабелла же пишет свою историю как документ, как памятник их с мужем отношениям, ведь он умер. Да, Филипп умирает в конце от пневмонии.

    Так что же случилось после суицида Одилии?
    Филипп, впрочем, понемногу начал приходить в себя, снова ходил на вечера, ухаживал за женщинами так, как когда-то в молодости, но не получал от этого никакого удовольствия. То есть, делал все как будто бы на автомате. На одном из вечеров у своей тети он познакомился с Изабеллой. Изабелла даже по рассказам была влюблена в Филиппа уже заранее, авансом, заведомо. И она напомнила ему себя до Одилии. Таким образом они поменялись ролями: Филипп стал таким же легкомысленным и легко возбудимым, как Одилия, Изабелла взяла роль тревожной, мнительной и ревнующей особы. И Филипп часто ее называл мещанкой. То есть он видел в ней отражение себя. Теперь изводилась ревностью Изабелла, а Филипп ухаживал и флиртовал за Соланж.

    Но Изабелла любила Филиппа настолько, что приняла его чувства, даже сама настаивала на их с возлюбленной встречах. При этом он, конечно же, был в неё влюблён, но никаких интимных отношений у них не было. У Соланж появился кто-то ещё (потому что она вовремя поняла, что Филипп излишне ей увлекается, не может дышать без нее, а это унижает человека), и Филипп снова страдал: ревновал, изводился, печалился. В конце он очень тяжело заболел и умер, оставил Изабеллу на руках сыном.

    В чём же основная мысль произведения?

    Изабелла выбрала сохранение любви ценой себя, то есть смирилась с любовницами Филиппа и с его легкомысленными чувствами. А Филипп выбрал вечное желание ценой покоя, и оба заплатили за свои выборы.

    Роман в оригинале называется climats, и это неслучайно: в тексте обыгрывается значение "атмосфера", "климат", если по-зумерски "вайб". У разных людей разный климат любви, то есть у кого-то это может быть жар тропиков, у других это может быть ледники севера. И тут важно понять, что конкретно нужно вам от отношений и чем вы готовы поплатиться, потому что в отношениях мы неизбежно меняемся сами. Сначала влюблённость, когда мы идеализируем партнёра, потом уже момент притирки, когда мы привыкаем к друг другу и неизбежно меняем свой характер. И в таком случае, конечно, мы меняемся полностью сами. Трагедия начинается, когда люди путают свои климаты с универсальной нормой. То есть, условно, в обществе осуждаются разные половые связи, но вы понимаете, что, например, в ваших отношениях это единственный возможный вариант сохранения брака. И вы должны следовать своим представлениям, а не пытаться подстроить свои отношения под какие-то нормы, которые придумали такие же люди, как и вы.

    У Изабеллы с Филиппом равновесие не счастье, а в напряженном мире. Изабелла в итоге принимает его наклонности и не требует невозможного, чтобы сохранить возможное.

    МНЕНИЕ

    Прочитав это произведение, я поняла, почему люди вообще в принципе изменяют и более того, допускают измены своих партнёров, принимают их как что-то само собой разумеющееся. Кто-то на руках с ребёнком и бизнесом не хочет жениться вновь, строить семью с нуля. Кому-то вечно нужна свежесть ощущений и чувств. Можно ли убрать строптивость снижением либидо? Будет ли оно гарантом крепкой семьи и стабильных отношений?

    Теперь, как я обещала, о сексизме и мизогинии. Женщины Моруа либо таинственные обольстительницы без преданности, либо мещанки, которые станут бегать за мужчинами и отдавать всю себя. Причем, если женщина попытается перейти из одной категории в другую, это фальшь и неестественность. Игра. Моруа заявляет, что женщина долго раздевается, а мужчина долго открывает душу. Цитата:


    «Мужчины обнажают свою душу, как женщины — тело, постепенно и лишь после упорной борьбы»

    Так, погодите... То есть, женщины не могут обнажать свою душу постепенно и после упорной борьбы? А как же те мужчины, которые тоже не особо лезут в кровать с недавней знакомой? Зачем всех грести под одну гребенку? И вот таких обобщений тут КУЧА. Просто будьте к этому готовы, что все персонажи выражают позицию автора (и эпохи).

    Потом Филипп отрабатывает свое обольщение на жертвах и выражается так:


    «Я разработал определённую тактику распутства; оно удавалось настолько безошибочно, что я преисполнился гордостью и отчаянием»

    Гордостью - потому что он оказался хитрее женщин, отчаянием - что они легко ему отдались. А что ты, собственно, хотел? Если ты замечаешь только таких пассий, то они и будут прыгать к тебе в объятия. Пора бы замечать кого-то кроме своего длинного носа.


    «– Любовь? – говорю я ей. – Что такое любовь?
    – Вы не знаете, что это такое? Когда-нибудь узнаете. Когда-нибудь и вас скрутит.»

    Для Филиппа отношения и флирт стали привычкой. В Одилии он видит Королеву из детства, но и она быстро его разочаровывает. Их брак не выдержал шторма бытовухи и разбился о волны повседневности...

    Далее Филипп активно романтизирует свою созависимость и эмоциональные качели:


    «Мы любим тех, кто таит в себе некую таинственную субстанцию, какой недостает нам самим и без которой мы не можем стать стойким химическим соединением»

    Речь идет о пресловутых половинках. Только все люди с созревшей лобной долей понимают, что каждый рождается целым :)


    «Больше всего отчуждает людей друг от друга, пожалуй, то, что одни живут преимущественно в прошлом, а другие – только в настоящем мгновении»

    Одилия по его мнению, которая изменяла, живет в настоящем, а он, весь измученный ее ложью и изворотливостью - в прошлом, потому что помнит, как было хорошо до свадьбы в самом начале отношений. А ведь она предупреждала: "я легкомысленная". Человек не собирался меняться ради вас, а отношения не только меняют, но и должны менять вас. Иначе вы не берете ответственность ни за себя, ни за коммуникацию с другим человеком. И да - честность превыше всего.


    «Если бы она изменилась, как я того просил, продолжал бы я ее все так же любить?»

    Казалось бы, глубокий философский вопрос. Однако, если мы любим - то мы любим. Даже если бы она не изменилась, он мог ее разлюбить. Это два знаменателя вообще никак не связаны. Он просто оправдывает ее измены и пытается себя успокоить.

    Одна из самых сексистских фраз в романе ever:


    «Почти всегда, беря на себя труд развить ум женщины, мы работаем на кого-то другого.»

    А ничего тот факт, что многие женщины интересуются наукой и хороши, оригинальны, блистательны сами по себе? Мария Скодовская-Кюри Моруа о чем-нибудь говорит? А Хюррем Султан? А поэтесса Сапфо?

    Еще сексистских фраз вам:


    «Женщины обычно привязываются к таким людям, жизнь которых – постоянное движение, к таким, которые увлекают их в это движение, дают им определенную задачу, многого от них требуют…»

    Было и то, что понравилось:


    «Любовь лучше переносит разлуку и смерть, нежели сомнения и измену»
    "Счастье - это передышка в смятении"
    «Ничто не порождает большего цинизма, как неразделенная глубокая любовь, но в то же время ничто не внушает человеку большей скромности»

    А вот здесь смесь невероятного нарциссизма и спеси:


    “Я люблю в других ту крохотную частицу тебя, которая в них содержится”
    “И я любил Одилию, неверную и далекую, так, как – увы! – не умел ее любить, когда она была любящей и близкой”

    ИТОГ

    Моруа, как и его герой, Филипп, упорно не хочет замечать другие типы женщин, другие грани характера. Или это отпечаток времени? Одилия сильно напоминала мне Дейзи из Великого Гэтсби, абсолютно тот же типаж.

    В тексте много лишних объяснений, когда из контекста ясно, что будет дальше и что происходит. В повествовании Изабеллы много идентичного с голосом Филиппа, как будто калька. Показалось, что автор начал халтурить и просто говорил разными словами про одно и то же: я постоянно ловила себя на флэшбэках, что я это уже читала. Можно было бы придумать что-то оригинальнее. Их голоса похожи, но с оттенком сексизма у Филиппа и самоотречения у Изабеллы. В этом единственная разница.

    Слог очень приятный, читалось быстро и с удовольствием, налегке. В итоге мы или треплем нервы любимым, а при их смерти жалеем об этом. Но могли бы мы иначе, ведь все познается с опытом?

    Если вам понравился отзыв и вы нашли его полезным — пожалуйста, поставьте ему лайк, это поможет другим людям увидеть книгу и принять решение о покупке (или просто хорошо провести время за чтением отзыва). Добавляйтесь в друзья, принимаю всех, пишу развёрнутые рецензии на книги.

    Содержит спойлеры
    6
    96