Рецензия на книгу
Гроздья гнева
Джон Стейнбек
Аноним9 ноября 2015 г.Для меня стало откровением, что Великая депрессия не ограничилась крахом биржи и глубокомысленным сплином поколения джаза - она расплющила, погребла под собой миллионы простых жизней, раскрошила свою же землю, разъединила свои же семьи, предала свои же плодородные поля. Немалое мужество требовалось писателю, чтобы поставить словесный памятник страданиям тысячей, миллионов людей-мышей, выкинутых на обочину дороги и жизни. И Стейнбек поставил. Внушительный такой, монументальный, грозный памятник. И сделал это с такой любовью, что она просачивается сквозь сдержанные, рубленые строки и расцветает ало-кровавыми цветами в руках читающего.
Просто представьте, что у вас отняли дом: землю, заработок, уверенность в завтрашнем дне, а податься-то некуда, - у всех родственников и знакомых такая же ситуация. Разве что ехать, ехать, ехать на разваливающемся грузовичке, питаясь маисовыми лепешками и надеждой, и стараться не замечать полчищ таких же грузовиков, ползущих в ту же Калифорнию, которая ведь не резиновая. Которая не собирается рьяно потчевать отчаявшихся сограждан персиками, апельсинами, виноградом и даже работой. Чем вам не коллективизация?
И все же однобоко было бы обвинять их в бессердечии и жестокости: а что бы чувствовали мы, вторгнись в наш город, в нашу крепость толпы нищих голодных оборванцев, претендуя на наши блага, жилье и работу? Стало бы страшно. Страшно, что начнется бесчинство, воровство, убийства, беспорядок, что и нас утянут за собой в бездну. Это и есть самое ужасное: никто конкретно не виноват, некому мстить и некого свергать - дело-то происходит в мирное время. Не виноваты ни трактористы, которым тоже нужно кормить детей, ни представители банка, которым дали указ с мифического верха, ни заправщики и продавцы, которым тоже надо как-то зарабатывать, ни даже понятые, которые боятся не меньше мирных жителей. Но осознанием этого не поможешь, не накормишь детей, не построишь из этого дом.
Теперь в семье Джоудов, которая представляет собой собирательный образ американской фермерской семьи, землю заменяет мать. Мать как источник силы, веры, как воплощенная скорбь, плодородие и подобие крыши над головой. А мертвый ребенок Розы Сарона символизирует перебитый источник этой жизни, трагедию, которая препятствует рождению новой жизни и здоровых детей, а значит ведет к попранию главных человеческих ценностей. Что может вырасти из такого сломленного поколения? Слабо верится, что ему удастся подняться и начать жизнь заново.
В историю Джоудов вплетаются сотни других историй - разных, но одинаково несчастных. Краткие эссе-зарисовки, разделяющие главы, создают атмосферу зыбкого, дрожащего от жара воздуха; горячих, раскаленных дорог, сухой красной придорожной пыли и тусклого красного солнца над пыльными полями.
Что касается "мяса" в заглавной рецензии, то мне кажется, что мы, русские, просто привыкли думать, что страдали больше всех. Да, мы страдали больше многих. Но если мы сохранили, перенесли через это горе большую русскую душу, - мы просто не сможем отказывать другим народам в праве на их личную боль и трагедию, даже если она несоизмерима с нашей. Да и так ли уж несоизмерима? И зачем вообще сопоставлять трагедии и определять их позицию в "рейтинге страданий"?
P.S В эти дни я ела с благодарностью. Грустно это или смешно, но еда, сон и дом - главные ценности человека, без которых его просто не хватило бы на созидание высших.
35151