Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Князь Серебряный

А. К. Толстой

  • Аватар пользователя
    Dolores_C22 декабря 2025 г.

    «Царь кромешный» (c)

    Ах вы гой еси, люди добрые! Люди добрые, книги уважающие, вы послушайте рассказ Толстого Алексея, сына Константинова. Он поведает вам о смутных временах опричнины, о царе Грозном, царе кромешном, о страницах истории нашей родины, Руси-матушки, да написанных кровавой рукою царскою. Порасскажет он вам о подлом псе Малюте Скуратове и о честном сыне его Максиме, об отважном князе Серебряном и о несчастной любови его. Вы прознаете о лихом атамане Ванюхе Перстне и разбойниках, его сотоварищах, о разбитом сердце князя Вяземского, понаделавшего беды немалые. Покручинитесь над судьбиною доброго боярина Морозова, да попавшего в немилость к царю. Книга сия чУдная, с превеликим удовольствием мной прочитанная.

    Если вас испугал стиль вступительной части этой рецензии, то спешу успокоить: «Князь Серебряный» написан иначе, хотя, конечно, отдельные моменты стилизации здесь есть, что только украшает книгу и служит усладой для глаз читателя.

    Каюсь, мой интерес к истории нашей страны никогда не простирался на времена правления Рюриковичей. И кто бы мог подумать, что уже первые сто страниц «Князя Серебряного» изменят это самым кардинальным образом.

    И тут стоит сразу подчеркнуть, что книга Толстого носит исключительно художественный характер и на историческую достоверность не претендует, хотя сам Толстой, вероятно, с этим согласился бы только отчасти. Дело в том, что при написании «Князя Серебряного» Толстой опирался на труды Карамзина, а как раз в оценке Ивана Грозного и периода его правления тот был весьма субъективен и неточен. Чего только стоит неподтверждённый факт сыноубийства, совершённого Грозным, который Толстой вставляет в свой роман. В «Князе Серебряном» Иван Грозный показан исключительно жестоким садистом с явным психическим расстройством. Да, мы как-то привыкли думать, что Грозный был самым скорым на расправу, самым жестоким правителем, однако на деле это не совсем так. С другой стороны, тирания есть тирания, и это всегда очень страшно.

    Но вернёмся к «Князю Серебряному», которого я воспринимаю и оцениваю исключительно как художественную книгу. И в этом качестве она бесподобна! Алексей Константинович талантливый рассказчик, способный увлечь с первых же страниц. Книга читается как приключения (пусть и мрачные) в хорошо прописанных декорациях того времени.

    Есть здесь и любовная линия, но она скорее просто выступает в качестве двигателя сюжета. С другой стороны, любовь к женщинам действительно порой приводит к вооружённым конфликтам и бедствиям. Чего только не творили мужчины ради/из-за своих избранниц. Взять ту же Елену Троянскую. К слову, в «Князе Серебряном» девушку, разбивающую мужские сердца, тоже величают Еленой.

    В романе Толстого много ярких, интересных персонажей. Даже второстепенные герои весьма колоритные. Например, стремянный Серебряного Михеич с этим своим ругательством «тётка их подкурятина!»; или старая мамка Грозного Онуфревна — единственный человек, смело говорящий царю всё, что о нём думает; или не самый умный, но обладающий поистине богатырской силой Митька — каждый из этих троих своим появлением на страницах книги вызывал у меня улыбку. Но более всего пришёлся мне по сердцу разбойничий атаман Ванюха Перстень, человек противоречивый и неоднозначный, а это ровно то, что я люблю.

    И на фоне действительно интересных персонажей сам князь Серебряный как будто теряется, превращается в героя-функцию, просто связывающего между собой остальных героев и происходящие в книге события. Склоняюсь к тому, что так Толстым и задумывалось, поэтому я не в претензии. И без Серебряного в книге есть за кого переживать и печалиться.

    Подводя итог, могу сказать, что «Князь Серебряный» стал для меня неожиданным, но очень приятным сюрпризом. Настоящим открытием этого года! Не стоит бояться того, что автор описывает события почти пятисотлетней давности: книга читается легко и быстро. А уж если вам интересен тот исторический период, то тем более не стоит проходить мимо этой маленькой жемчужины русской классики.

    20
    57