Рецензия на книгу
Монастырь с привидениями
Роберт ван Гулик
little_owl_margo22 декабря 2025 г.В этом году мне подарили книгу нового автора – Роберта Ван Гулика «Монастырь с привидениями». Автор мне был совершенно не ведом, и я решила для начала познакомиться с ним поближе. Его биография меня просто восхитила! Проживая практически с детства в Голландской Ост – Индии, он уже тогда начал изучать основную ветвь китайского языка, потом увлекся японским, получив в последствии степени магистра по ним. Увлекся историей древнего Китая и в результате получил степень доктора философии в области китаеведения. Но Р. В. Гулик не остановился и на этом – начал изучать индийское право, индологию, основные принципы китайской живописи, в последствии став искусным каллиграфом. Но прославился он, прежде всего, как литератор, прочитав роман восемнадцатого века про судью Ди и взяв этого героя за основного действующего лица в своих книгах. Хочется также отметить, что судья Ди – реальная историческая личность, жившая в Китае в седьмом веке. Ди был государственным деятелем и, по совместительству, сыщиком, расследующим запутанные дела. А конкретные уголовные дела были взяты Р. В. Гуликом опять же из первоисточника – сборника судебных дел тринадцатого века для окружных магистратов. Вот так, соедини воедино героя седьмого века с реалиями тринадцатого, автор написал цикл книг о судье Ди.
Судья Ди возвращается из столицы в родные пенаты вместе с помощником, тремя женами и прислугой. Разразившаяся сильнейшая буря и сломанная ось у телеги вынуждает судью со всеми его домочадцами укрыться в ближайшем даосском монастыре. У монастыря дурная слава, но выбирать не приходится, надо переждать бурю и починить средство передвижения. Благополучно устроив семью в покоях монастыря, судья решает нанести визит настоятелю монастыря. Путешествие до настоятеля дается судье очень нелегко – монастырь просто огромен, передний двор, храмовый двор, сам храм, центральный двор, покои настоятеля, святилище, западное и восточное крыло, кладовые, галерея ужасов, и прочее, прочее, а главное – судью расстраивают многочисленные лестницы, перемещаться по которым пожилому и тучному судье довольно тяжело. Ди и не подозревал, что простой визит вежливости обернется для него расследованием убийств, пребыванием в хаосе, путанице и полным безумием послушников монастыря.
Сюжет многоуровневый, здесь и таинственные смерти девушек в прошлом году, и ужасные видения судьи сразу после прибытия в монастырь, и даже ежегодный праздник, на который случайно попал судья со своей семьей, и который привел к новым тайнам и зловещим происшествиям. Повествование ведется очень неторопливо, как и сам судья Ди, который спокойно, не паникуя опрашивает находящихся на празднике артистов, монахов, бывшего императорского наставника, не признанного поэта и складывает кусочки пазлов в одну картину. По манере вести расследование, судья Ди мне напомнил знаменитого Э. Пуаро. Все очень ровно, степенно, никаких страстей, но благодаря подробным описанием автора всего подряд (монастыря, одежд, праздника, правил общения, отношений между судьей и его тремя женами), атмосфера очень историческая, чувствуется, что автор знает многие мелочи того времени не понаслышке. Для меня эти подробности были важны не меньше, чем процесс расследования, ведь не часто читаешь по жизнь в древнем Китае, да еще и от человека, владеющего информацией на профессиональном уровне.
Финал оказался довольно интересным, правда, у меня были некие сомнения в отношении честности одного героя, и они, как ни странно, подтвердились. Зло понесло заслуженное, хотя и жестокое, наказание, и судья благополучно отправился к месту своей службы.
Подводя итог, могу сказать, что для меня книга показалась не хуже романов А. Кристи, герметичный детектив с элементами мистики, религиозными рассуждениями и еще с чудесными иллюстрациями самого автора.
318