Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

La nuit de feu

Eric-Emmanuel Schmitt

  • Аватар пользователя
    orlangurus22 декабря 2025 г.

    "Я — лишь крупица жизни между небытием и небытием, тем небытием, что мне предшествовало, и тем, что будет за мной."

    Начну не с рассказа о книге, а с моего восприятия книжных знаков, над чем кто-то посмеётся, а кто-то понимающе покивает)). Вы же согласны, что берясь за книгу, понятия не имеешь, что именно от неё получишь, невзирая на отзывы и аннотации? И это действительно так. И когда серийно на тебя наваливаются книги, явно или косвенно касающиеся одной темы, - это нечто вроде знака, мол, посмотри в ту сторону мира или себя, подумай... Вот эту книгу, как маленькую по объёму, но явно про пустыню (по обложке), я брала как старт перед "Туарегом", который гораздо объёмнее. Хотелось немножечко коснуться жара и холода дней и ночей, морально, что ли, подготовиться, потому как пустыни ... ну, не очень меня интересуют. И вдруг книга оказывается первой не в ряду описаний Сахары, а первой в целой куче книг, где люди ищут ... бога. На что хотела намекнуть мне Вселенная? Буду думать...
    Книга маленькая и, хотя считается художественной, является своеобразной исповедью. В эпилоге автор пишет, что между описываемыми событиями и написанием книги прошло 25 лет. Видимо, как раз столько времени ему понадобилось, чтобы набраться храбрости и заявить, что он - верующий человек.
    А дело было так: молодого преподавателя философии приглашает написать сценарий к его будущему фильму довольно известный режиссёр. Он славится дотошным отношением к материалу, поэтому Эрик с радостью соглашается поучаствовать в поездке в Сахару, чтобы окунуться "в реалии". Тема фильма:


    Шарль де Фуко, белый колдун… Век спустя нам предстоит побывать в местах, где жил этот герой, о котором мы писали сценарий.

    В экспедиции также участвуют несколько учёных - геолог, ботаник и т.д. Между собой все шутят, что говорится, что из пустыни никто не возвращается таким же, как вошёл в неё. Для кого как, а для Эрика - это правда. После одного из споров - скорее интеллектуальных дискуссий с ботаничкой - он гордо заявляет:


    — А если Он ищет меня, пусть найдет! — закончил я вслух, с вызовом обращаясь к горам.
    Мог ли я представить себе в эту минуту, что Бог меня слышит и что Он ответит мне всего через несколько дней?

    Бог найдёт заблудившегося в пустыне философа и навсегда изменит его отношение к жизни...


    Я часто жил, не замечая того, путая бурную деятельность со счастьем бытия. Да, я больше суетился, чем радовался. Обременял себя проблемами, забывая наслаждаться простым сокровищем — жизнью.
    Смирившись, я пришел к миру, основой которого я не был.

    Перелом в душе убеждённого атеиста описан подробно и, я бы даже сказала, увлекательно. Кроме этого, в книге есть немало достаточно забавных моментов, возникающих из европейского восприятия "дикарей", например, когда с самого первого момента "наши" маются от пота, песка и ветра, а вокруг таскают грузы и готовят верблюдов совершенно чистые и сухие туареги:


    Как им это удается? Даже их ноги в плетеных сандалиях оставались ухоженными! И подумать только, что мы, европейцы, маемся комплексом превосходства…

    Понравилась мне и история дружбы Эрика с туарегом-проводником, доказывающая, что разность языка и религии не имеют значения в человеческих отношениях:


    Вдруг рука Абайгура погладила мое плечо.
    Свидетель моей молитвы, туарег ждал, сколько мог, но уже смеркалось, и он напомнил мне, что нам пора быстрее спускаться.
    Он казался довольным, что мы разделили этот момент, хоть он и молился по законам ислама, а я… не укладывался в рамки никакой религии.

    Не скажу, что мне резко захотелось умчаться в Сахару от наших хлябей, но книга понравилась. Прежде всего именно тем, что рассуждения, которые могут даже звучать банально, не просто написаны - прожиты автором...


    Когда к тебе обращается незримое, надо научиться жить с этим подарком.
    70
    105