Рецензия на книгу
Щелкунчик
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Michael_U22 декабря 2025 г.Насколько был уродлив он, настолько же внутри красив
Кто же не знаком со всемирно знаменитым балетом «Щелкунчик» или хотя бы не слышал музыку Чайковского из него. Все это основательно вошло в отечественный культурный код.
В детстве я впервые познакомился с произведением Гофмана посмотрев замечательный мультфильм, который стал традиционным развлечением для миллионов советских детей в новогодние праздники.
Сказочная повесть при первом издании не имела особого успеха, в том числе по причине достаточно тяжеловесного слога автора, но когда она была переведена на русский язык, то обрела настоящую популярность и началось ее триумфальное шествие по миру.В сочельник Фриц и Мари получают от родителей множество подарков: кукол, игрушечных гусар, деревянного коня, мини-посуду, книжки с картинками. Крёстный Дроссельмейер преподносит им миниатюрный замок с золотыми башнями, по залам которого передвигаются дамы и кавалеры. Также появляется ещё одна новая игрушка — орехокол, сделанный в виде маленького уродливого человечка в мундире по имени Щелкунчик.
У Гофмана во всех творениях преобладают мотивы мистики, символизма, волшебства и романтизма.
В повести куклы и механические устройства становятся аллегориями на людей и общество. Человек у Гофмана изначально создан как механическое существо. Когда дети просят внести изменения в устройство двигающихся в замке дам и кавалеров Дроссельмейера, этого символа творца, он отвечает им, что в таком случае они сломаются, переделать уже сотворенное невозможно.И значит, нельзя уменьшить уродливость Щелкунчика и сделать его более красивым. Люди заключены в свои тела и дома и должны смиренно выполнять отведённые им роли.
Но всё же есть чудодейственная сила, способная менять мир к лучшему, и эта сила — любовь.
Мари обладает добрым, любящим сердцем, сострадает Щелкунчику, и он вместе с другими игрушками оживает, чтобы сразиться со злом, которым в повести являются крысы. Они хотят поживиться за счёт людей. Это символ воровства и праздности — таких качеств в человеке, которые были противны Гофману. Противостоят крысятничеству Щелкунчик с настолько же благородным сердцем, насколько ужасной внешностью, храбрые гусары, клоуны, добродушные животные, и даже хлопушки. Эти персонажи символизируют благое творчество и непримиримость с уродливыми формами жизни. Они дают феерический бой крысам.
Любовь преображает Щелкунчика, и Крысиный король сражён, и всё ярче блестит свет Рождества. И даже если это был сон, то в нем хочется оставаться.
830