Рецензия на книгу
21 урок для 21-го століття
Юваль Ной Харари
Аноним20 декабря 2025 г.Дорожка в постгуманизм
Я - хомо сапиенс сапиенс, может не самый приятный в общении вид, но уж какая есть.
А для сапиенса медитировать, наблюдая как его биологически обусловленнные мысли и желания проносятся мимо, - годится лишь как лекарство в малых дозах и по назначению. Как жизненная стратегия это неестественно и контрпродуктивно - не мы такие, вид такой.
Ныне живущий сапиенс вообще-то узнал и о медитации (см. блестящую зарисовку из данной книги - "Никаких историй" - о реальных буддистах! Да их надо выписать из буддистов!), и о работе нейронов благодаряродителям предшествующим сапиенсам, которые Дальше...работали не сидели на попе ровно.
Жизнь у них была нелегкая, у их потомков - тоже нелегкая, но по другим причинам. Новые вызовы - это что, повод закрывать проект?Сапиенсы живучи как тараканы, хитры и настойчивы как крысы, любопытны и бесстрашны как муравьи, продуктивны как пчелы, изобретательны как вороны. Еще и меняют мимоходом экологию - как бобры и стада жвачных.
Целеполагание свойственно вообще всему живому, но таким видам как сапиенс - особенно, оно у нас еще и коллективное.
Поэтому так сложилось, что наш вид разработал свой уникальный софт, с большими нарративами и со всем прочим. Религия освящает данный софт, настаивает на его божественном происхождении. В определённом смысле это так и есть.Вот казалось бы, дорабатывай наше уникальное ПО и дорабатывай. Но нет. "Мне стыдно, что я сапиенс"?!
Отличное альтернативное мировоззрение предлагает автор - для мозга в банке. Вроде как свежо?
Но нельзя не отметить, что предлагаемое мировоззрение - вполне себе вариант для внедрения в массы в интересах управляющей верхушки (улучшенный старый добрый опиум для народа).Сферический "как бы буддист" в вакууме эффектно выглядит как концепт. Гладко было на бумаге. Но возвращаясь к зарисовке автора о реальных исторических буддистах - они же сами не применяли декларируемый "отказ от больших нарративов" как жизненную стратегию. Ну, по версии автора, как я поняла (тут он осторожен в выражениях, это ж не про Россию) - то были просто не тру буддисты... но вот теперь, с новыми данными из неврологии, у буддизма есть шанс.
Однако если мы - то ли ввиду "новых, беспрецедентных" вызовов, то ли чтобы угодить верхушке - хотим действительно убрать целеполагание (и коллективные действия как особенность нашего вида), то, на мой взгляд, нам придется откатить изменения ПО не до какой-то ранней версии (вроде какой-то разновидности буддизма), но уже прямо до "куска железа" и "кирпича".К вопросу о неработающем кирпиче, автору он похоже особенно дорог. Харари например предлагает неврологам включенное наблюдение за сознанием во время медитации (не за активностью отделов мозга, а именно за феноменом сознания). Мне вот непонятно, а какой смысл в наблюдении за искусственно остановленным процессом, который в реальности никогда не прекращает работу? Сознание же не физический механизм, который можно остановить, чтобы поразглядывать шестерёнки и приводы! Что вы там увидите - грязь на линзах? Гаснущие остатки потенциала? Увидите какие-то артефакты, вне процесса. Какую-то часть постоянно идущей информации с телесных датчиков, искусственно выведенную в центр, искусственно вербализованную, разделенную на отдельные каналы - а как она реально работает-то в процессе? Процесс автору в принципе не нравится: опять надо что-то делать, а это вопреки заветам буддизма. Хотя в этом пассаже мне видится скорее мотив придать весомости "новому мировоззрению" как таковому.
Автор, разумеется, не виноват, он лишь излагает то, что придумано не им, и излагает достаточно хорошо для дальнейшей полемики. Автор делает оговорки типа "ну это мой личный опыт, подойдет возможно не всем" (простая вежливость, кого он хотел обмануть - но все же лучше когда она есть). В книге хватает искажений, противоречивых и спорных высказываний, но автор не напускает туману, высказывается емко (относительно - вода конечно присутствует, ну а как) и по возможности последовательно (насколько излагаемый материал позволяет).
Заметно, что автор совсем не технарь: вопросы научно-технического прогресса у него превращаются в какое-то волшебство и гадание. Вот вроде только что был нормальным, рассказывал про появление прялки и прочее - это он знает из научной литературы, он же историк . Но как только речь заходит про будущее - ой все, "беспрецедентные инновации". И это не его личная проблема - это в принципе явление нередкое.
Вспоминается правило финансовых рынков: если вам рассказывают, что это "беспрецедентные инновации", которые теперь, на этот раз уж точно, одним своим появлением изменят вообще все - перед вами очередной пузырь. Инновации действительно есть, только они, как обычно, переоценены. До "корабля Тесея", когда сапиенс заменит большую часть своих составляющих на искусственные, - нам еще как до Луны пешком. И, кстати, корабль Тесея - это парадокс: будет корабль тем же самым или не будет. Не обязательно, что после какой-то очередной замененной доски корабль перейдет в другое качество, перестанет быть "тем самым" и приобретет "новые, беспрецедентные" черты, которые потребуют радикально новых подходов. Вот есть в наличии беспрецедентные инновации в распространении информации и связи - и что? Вместо нового мировоззрения скорее наблюдается давно известное "можно вывезти девушку из деревни, но нельзя вывести деревню из девушки". На войне у копейщика теперь очень длинная рука и очень зоркий взгляд с беспрецедентного ракурса сверху. И как оно, новое мировоззрение? А еще ядерные технологии, теперь можно уничтожить сразу все человечество - и что? Просто учли этот новый фактор. Потрясение основ даже не просматривается. Научно-технический прогресс (ну конечно, теперь он точно будет новый и беспрецедентный, не то что раньше) сам по себе не приводит к новому мировоззрению, и не требует его.
Да-да, у круга рассматриваемых Харари проблем современности очень характерно отсутствует большой кусок. Круг этот обкусан весьма сильнее эппловского яблока. Но опять-таки винить в этом автора - странно. Я помню, с каким увлечением читала его "Сапиенс" вначале, и как что-то пошло не так в середине, где Харари пишет о становлении колониализма. Я тогда буквально засыпала над книгой. И вот в "21 уроке" автор просто избегает большого круга вопросов, пожалуй это и правильно, учитывая опыт "Сапиенс".
Мне кстати понравился один из немногих затронутых Харари экономико-социальных моментов: проблема переучивания на новые сложные профессии низкоквалифицированных кадров, вытесняемых научно-техническим прогрессом. А помните, СССР зачем-то тратил ресурсы на чуть ли не всеобщее высшее образование, обучал толпы "никому не нужных инженеров" - Харари про это конечно не написал."21 урок" дает обзорную картину (с показательной кривизной обзора), такой формат не предполагает ответов на перечисленные вопросы современности. При этом книга из сборника статей собирается в единое целое благодаря четко выраженной философской основе и примыкающему к ней самоанализу автора. То, как он рассказывает свою собственную историю (sic: призывал ведь не делать так, отказаться от конструирования историй) - один из бесспорных плюсов книги. Это та информация, которую применительно к другим авторам приходится отдельно выуживать.
Чем хорош Харари - он позволяет ясно видеть, что и как в представляемом им мировоззрении.
На мой взгляд, "Хомо Деус" в этом отношении лучше "21 урока". "21 урок" это как будто "Хомо Деус: что я хотел еще сказать".
Ну а "Сапиенс" вообще не показателен, там сама по себе интересная первая часть (новизну я не учитываю, учитываю стиль написания), плюс совсем немного в конце набросков о будущем человечества.218