Рецензия на книгу
Пушкинский дом
Андрей Битов
Аноним7 ноября 2015 г.Флэшмоб 2015: 12/15
Увы, увы и увы. Не смогла, не продралась, не осилила. Может быть, это я недостаточно интеллектуальна, чтобы оценить этот "один из главных образцов русского постмодернизма". А может... Ладно, не будем никого обижать.
Но невыносимо же! Я осилила треть - чуть-чуть начала вторую часть романа. Безумное, немыслимое словоблудие - а больше ничего. Нет, кое-где появлялись отдельные мысли, идеи, но они пропадали в бесконечном пережёвывании мешанины из слов, скобок и многозначительных намёков. И нет, я не понимаю, зачем автору нужно было так усердно наводить аллюзии на классическую литературу. Я не вижу большого смысла в использовании настолько известных названий. Мне всегда казалось, что если хочется поиграть с известными сюжетами, дать новый взгляд на них, вывернуть так, чтобы раскрыть новые грани, то это хорошо бы делать искуснее, изящнее.
А эти кошмарные курсивные отступления! Курсив мой - А.Б. - и па-анеслась! Мы - тут так и тянет добавить "Николай Второй" - хотели бы сказать то, мы хотели бы сказать это, мы нарисуем Лёву так, а может, мы сейчас нарисуем его этак, нет всё-таки вот так, хотя... Не люблю слишком категоричные максимы, но - если надо объяснять, то не надо объяснять! Если художественный текст не способен сам говорить, то никакими курсивным вставками с "автолитературоведением" этого не спасти. Только ещё сильнее испортить.
В общем, не поклонник я такого рода литературы ни в коем разе. Да и не только литературы. Я не поклонник "Чёрного квадрата" и иже с ним, музыки, театра - чтобы понимать которые, нужно прочитать кучу объяснений, и вообще любого творчества, которое не умеет разговаривать самостоятельно. Если художественное произведение требует тщательного разбора его конструкции, пережёвывания деталей и прочей тягомотины, это - по-моему! - означает лишь одно: автор не справился с задачей. В моём случае автор не только не сказал мне ничего, он вызвал в моей душе волну раздражения.
Интересно, что сразу вслед за тем, как я решила остановиться и не дочитывать этот роман, я взялась за перечитывание одного из любимейших произведений - трилогии Фриды Вигдоровой "Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка" . Взялась неосознанно, но сейчас, раздумывая над этой рецензией, понимаю, что это был порыв смыть с себя всю эту постмодернистскую муть живительным потоком самой обычной реалистической прозы. Так вот я поняла, что в одной из сюжетных линий "Черниговки" есть кое-что очень похожее на линию деда Одоевцева. И насколько же сильнее, ярче, пронзительнее остаётся впечатление! Вигдорова рисует судьбу Петра Алексеевича очень скупыми средствами. Но эти считанные предложения, разбросанные по тексту повествования в нескольких местах, заставляют задуматься о подобных вещах (речь о доносах и ссылке учёных) куда более серьёзно, нежели полтора десятка страниц монолога деда Одоевцева.
12305