Рецензия на книгу
The Undertaking of Hart and Mercy
Меган Баннен
Аноним19 декабря 2025 г.Все самое ценное в жизни требует довериться и рискнуть...
Хотя «Похоронные дела Харта и Мёрси» позиционируется как романтическое фэнтези, из-за чего некоторые читатели могут обойти её стороной, ассоциируя «ромфант» с чем-то простеньким, незамысловатым «для лёгкого чтения», история заслуживает внимания, потому что она хороша буквально со всех сторон – по крайней мере, на мой взгляд.
В первую очередь хочется отметить интересный, необычный авторский мир, в который Баннен предпочла окунуть читателя с головой, не дав ни каких-либо объяснений, ни карты. Со всем читателю приходится разбираться самостоятельно, но это не раздражает, а радует. Конечно, кое-что по ходу дела выясняется – когда Харт вспоминает с Пеном легенды, когда герои молятся, обсуждают повседневные дела, но по большей части приходится анализировать лор по ходу дела и выстраивать в голове причинно-следственные связи. Учитывая, что мир в принципе не шибко сложный, получается довольно легко, пусть в процессе чтения и все-таки приходится думать. На мой взгляд, это свежо – уж больно разбалован читатель всякими картами, пояснительными записками и прочими «сопроводительными документами» к фэнтези-романам.
Мир Меган Баннен – это удивительное сочетание вымысла со Старыми и Новыми богами (чем-то напоминает поколения богов греческой мифологии, где есть боги-титаны и новые боги Олимпа), загадочными нимкилимами (мой любимы – кролик-алкоголик!), не менее загадочной Танрией (у русскоязычного читателя она может ассоциироваться с зонами из «Пикника на обочине» братьев Стругацких) и бродячими трупами (тут еж в дело вступают зомби). При этом обычный, «человеческий» мир чем-то напоминает Америку XX века, какой-нибудь Техас с ковбойскими шляпами, строптивыми конями, радиоприемниками и заводной кантри-музыкой. Автор не дает никаких прямых указаний, но по элементам, штрихам, намекам он вырисовывается сам, красивый, приятный, яркий без всякой мишуры, необходимости много и подробно объяснять и рисовать. Читатель может представить что-то свое, и каждый будет прав.
И этот мир – полноправная часть истории. Он не просто выступает фоном для развития истории Мёрси и Харта, часть сюжета посвящена этому миру, причем сюжета как фэнтезийного, так и детективного.
Да, в романе находится место не только любовной линии. Несомненно, отношения Харта и Мёрси – центральная сюжетная линия истории. В конце концов, они главные герои, их имена вынесены в название, роман начинается со сцены их взаимодействия – и заканчивается ей же. Но это не единственная история. Меган Баннен очень органично вплетает детективную линию, простую, незамысловатую, но интересную и связанную с непосредственной деятельностью Мёрси. Для любителей детективов она будет совсем простой, но для читателя, который пришёл за романтикой, она станет приятным дополнением.
Рядом, осторожно, Баннен вплетает и линию семейных и дружеских отношений, причем показывается прямо противоположные варианты. С одной стороны, есть Бредсоллы, связанные кровным родством, шумные и доброй, но порой слепые, когда речь заходит о счастье тех, кого они любят. С другой стороны, есть Харт, его коллега Альма и ее подруга Диана, которые связаны только многолетней дружбой, заботятся друг о друге, но при необходимости готовы говорить правду, если того требуют обстоятельства. Это разные семьи, и Баннен как бы говорит: семья может не иметь кровного родства и оставаться при этом семьей, как Альма, Диана и Харт, и семья может быть связана кровью, но порой быть близорукой, когда дело доходит до счастья родных, как близоруки были Бредсоллы к чаяниям друг друга.
Тема семьи пронизывает роман от начала и до конца, потому что речь идет не только о семейной заботе и поддержке, о семье данной и выбранной, но и о том, как семья влияет на нас самих, на наш характер. Выросшая в любви и заботе, Мёрси Бредсолл сама полна любви, заботы, света, надежды. Даже потеряв мать, она остается позитивной и добродушной, потому что рядом с ней ее отец, брат, сестра. В то же время Харт, воспитанный и выращенный любящей матерью, но рано ее потерявший и оставшийся без родни, пусть и имел поддержку в лице почившего наставника и Альмы, все равно был замкнут, груб и одинок, потому что мучился порой не только из-за отсутствия семьи как таковой, но и из-за того, что не знал своего отца. Баннен не говорит об этом прямо – Харт всячески отрицает, что отец важен для него, храбрится и заявляет, что ему все равно, кто его отец (а ведь это кто-то из Новых богов), – но сцена встречи с ним показывает, насколько на самом деле важно было Харту познакомиться с отцом, узнать, почему он не остался с ним, услышать, любит ли он его, Харта. Каким бы взрослым, каким бы сильным он ни был, внутри него жил маленький мальчик, потерявший маму, наставника, заменившего ему в чем-то отца, мальчик, желавший узнать своего настоящего отца. И неважно, что ему за тридцать, что он маршал, который усмиряет бродячих мертвецов, что он сильный мужчина. В момент встречи с отцом он мальчик, который наконец-то узнал правду.
Мне нравится, что Меган Баннен не боится показать своего персонажа слабым, не рисует его всесильным мужичиной. А главах от лица Харта он предстает не одиноким смурным букой, но в чем-то хрупким, в чем-то уязвимым человеком, который хочет обрести свое счастье, который боится остаться не просто одиноким, а вечно одиноким из-за вероятного бессмертия. Человека, который хочет быть счастливым и одновременно этого боится.
И в этом они с Мёрси похожи, хотя поначалу кажутся совсем разными: оба хотят счастья и оба его боятся, потому что ради счастья нужно выйти из зоны комфорта, рискнуть, заявить о своем желании в полный голос. Для Харта это значит раскрыть собственные мысли и чувства, что он пытается сделать в переписке с загадочным другом, для Мёрси – пойти против своей семьи и заявить, что она хочет заниматься делом, изначально ей не предназначенным. И они обретают счастье, когда наконец-то решаются переступить эти границы, отринуть свои страхи, и в результате случается то, что случилось в романе: Мёрси получила своё бюро и любовь в лице Харта, Харт узнал своего отца и получил любовь в лице Мёрси.
Отдельное, абсолютно особенное место в романе отведено чувствам, эмоциям и переживаниям. И если любовь как чувство здесь присутствует логично – все-таки это роман о любви, то вот горе, чувство утраты и их проживание – это что-то новое, из драмы или даже трагедии. Но так как сюжет неразрывно связан с работой похоронного бюро, деятельность которого напрямую касается смерти, не говорить о проживании горя и утраты совсем было бы странно. На мой взгляд, глава, в которой Мёрси вынуждена пережить кончину Харта, пусть и временную, невероятно сильная, глубокая, но аккуратная и деликатная. В ней нет громких слов и заявлений, высокопарных метафор и цветистых эпитетов, но много невероятной, бескрайней, безграничной боли, которая доводит до слез, стоит о ней только подумать. Соединенная с главой, в которой сам Харт переживает собственную смерть и временное посмертие, она бьет в самое сердце, проникает в самые потаенные уголки души и вынуждает снова и снова задуматься о том, насколько сильной может быть утрата, насколько глубоким может быть горе и как порой сложно все это переживать. И это по-настоящему яркая, мощная, напряженная кульминация для романа, который поначалу кажется легким и забавным: Баннен буквально хватает читателя за сердце голыми руками и вынуждает пережить ужасные часы вместе с Мёрси, Альмой и всеми, кто проходит через боль утраты.
Оттого слаще и счастливее получается развязка. Да, все живы, все получили все, о чем мечтали, жизнь прекрасна – так должно быть в романтическом фэнтези. Хэппи-энд как он есть! Но именно драматичная, почти трагичная кульминация сделала финал еще интереснее, еще желаннее, еще прекраснее, потому что чувство облегчения буквально накрывает с головой.
Мне нравится, что в «Похоронных делах», несмотря на искрометный юмор и уже привычное клише «от ненависти до любви», нашлось место для серьезных тем. Автор умудряется говорить о важном вроде бы походя, между делом, но при этом так цепляет читателя, что невозможно оторваться, а потом нельзя не вспоминать и не анализировать. Это сильно, так нужно уметь писать.
«Похоронные дела Харта и Мёрси» определённо заслуживают читательского внимания. Для тех, кто хочет расслабиться, в романе есть и шутки-прибаутки, и милые сценки, и забавный лабрадор. Для тех, кто ищет хорошее фэнтези, есть интересный мир, который можно изучать и достраивать самостоятельно, в котором можно искать отсылки и параллели. Для тех, кто хочет любовный роман, есть сразу несколько романтических линий – и основная, и парочка второстепенных. Но и для желающих почитать что-то посерьёзнее, подумать, порассуждать, в романе тоже найдётся пища. Он многогранен – и этим невероятно хорош.
Содержит спойлеры515