Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Индекс Ноль

Лидия Мельнечук, Лидия Ситникова (LioSta)

  • Аватар пользователя
    Аноним18 декабря 2025 г.

    А от тебя какая польза?

    Относительно короткая, но удивительно глубокая и ёмкая история. Автору удалось поместить в небольшой объём такое количество мыслей, идей и образов, что просто диву даёшься. Именно поэтому прочла я быстро, но несколько дней ходила под впечатлением, обдумывала, крутила в голове.

    То, что на поверхности:
    Недалёкое будущее. Мы видим странное и страшное общество, где у каждого гражданина есть индекс полезности — показатель того, насколько человек способен приносить пользу и насколько он вообще нужен.
    Нина — середнячок. Ее польза небольшая, но она есть. Нина зарабатывает себе на жизнь (в буквальном смысле этого слова, как и все остальные жители) написанием текстов, которые продают. Нина знает в этом толк. И когда на ее услуги поступает запрос от таинственного человека, называющего себя Артистом, она даже не подозревает об огромной такой свинье, которую ей в ближайшее время подложит новый клиент. Не создавая спойлеров, скажу, что лучше бы она не бралась за этот заказ...

    То, что глубже:
    Наблюдать за обществом, описанным в книге, жутко. Даже не потому что сама идея о том, что право на жизнь имеют только приносящие пользу, страшна сама по себе и противоречит сути человеческого сообщества как таковой. Цивилизация людей и идея о человечности как определяющем качестве, делающем общество людей возможным, — неразделимы. Там, где начинается разделение на тех, кто «тварь дрожащая», и тех, кто «право имеет», неизбежен упадок вплоть до угрозы исчезновения — и история нам постоянно об этом напоминает. Но человек с упорством, достойным лучшего применения, опять и опять наступает на те же самые грабли.

    Жутко читать о том, как одни люди решают, нужен ли «нам» тот или иной человек, и горе тому, у кого индекс — «ноль». Если тебе вынесли такой приговор, обжалования не будет, неважно, кто ты и к какой группе относился раньше. Ты просто исчезаешь — и физически, и из памяти и разговоров других людей.

    Жутко читать, во что превратилось описанное автором общество. Все что-то продают, продают и ещё раз продают. Ценность во многом определяется тем, насколько хорошо ты умеешь что-то продавать, насколько хорошо люди покупают то, что ты продаёшь. Все постоянно ищут возможность продать ещё, и это не блажь — в противном случае они просто получат свой «ноль» и будут стёрты. А кому не хочется жить?

    Но самим жутким для меня оказалось то, насколько похоже описанное автором общество на то, в котором мы живём сейчас. Эта гонка за продажами, это сведение всего и вся к тому, как хорошо ты продаёшь, этот нездоровый, бешеный ритм жизни, где «все бегут, бегут, бегут, бегут...» — от похожести мурашки по коже. Так ли далеко мы от присвоения индексов? Или, может, в нашем ближайшем будущем нам светит то же самое??

    Вы хотите такого? Я точно не хочу!
    Самое время сесть и «бумажно подумать», кто мы, куда мы идём, зачем нам туда...

    Прекрасна в своей заурядности и распространенности «песня» о том, как женщина, вдохновившись мужчиной, непризнанным гением, начинает верить в него и расшибается в лепёшку, чтобы помочь, продвинуть, поддержать, защитить, убедить мир в его уникальности и нужности... Уж сколько таких историй было перед глазами — но по-прежнему жертвенность возводится в культ, таких женщин называют великими (стоящими за каждым великим мужчиной, ага). И как-то очень не хочется говорить в открытом пространстве, что при подобном подходе от женщины и её собственной судьбы ничего не остаётся...

    Как же меня от этой темы ломает, вы даже не представляете! Ну не сторонница я человеческих жертв в принципе, а когда эта жертва — женщина, то и подавно. И финал истории о Нине и Артисте снова подтверждает мою позицию... До слёз прямо.

    И есть ещё один момент, который показался мне очень важным. Есть в книге некоторое противопоставление описанного выше общества продаж и индексов и другого общества, которое с первым старается не пересекаться, давая тому возможность уничтожить себя самому. Но и второе, «хорошее», где люди имеют возможность проявлять истинные способности и желания, ни хрена не хорошо. Потому что и там тоже «все равны, но кто-то равнее». Там тоже не нужны «бездельники», люди, которые не приносят пользы, ещё не нашли себя или просто не обладают каким-то поистине выдающимся талантом. Их так же спокойно можно отправить на убой, лишь бы не включать в свой круг, не тратить ресурсы.

    И кто тут хороший, а кто плохой? Не все ли одним миром мазаны? «Хорошее» мировое сообщество и «плохое» то самое, закрытое, продающее... Точно ли правильно распределены краски? И случайны ли параллели с реальностью, которые исподволь появляются в голове? Сомневаюсь я, однако...

    В общем, как модно говорить в определённых кругах, «всё сложно». И это хорошо. Потому что если не задумываться об этом и не делать ничего, чтобы повернуть жизнь свою и общества в целом в какую-то иную сторону, будущее выглядит мрачным.

    6
    16