Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Снежная королева

Ханс Кристиан Андерсен

  • Аватар пользователя
    Аноним17 декабря 2025 г.

    «Холодно, пустынно, мертво!»

    Статус «великой классики» и жанр «детской сказки» зачастую мешают разглядеть в произведении изъяны или устаревшие идеи. «Снежная королева» подходит под эту категорию как нельзя лучше.

    Все герои произведения, начиная от Герды и заканчивая лесным вороном — безличные символы. Для ребёнка это не грех и, даже, помогает идентификации маленького читателя с героями. Однако при чтении во взрослом возрасте персонажи кажутся пустыми, мёртвыми. У них есть история, но в них нет жизни, человечности.

    Герда, воплощающая силу любви и верности становится инструментом в руках сюжета и автора. Она не совершает, ровным счётом, ничего — даже путешествие началось случайно, когда лодку унесло течением. Эта пассивность и общая пустота героев плохо сказываются на темах и идеях, раскрываемых сказкой. Герде приписывают чистоту сердца, она просто есть — по умолчанию. Но людям, и, в первую очередь, детям только предстоит на протяжении всей жизни эту чистоту формировать и поддерживать — редко она бывает врождённой.

    Главная героиня полностью соответствует с эталоном того времени, когда была написана: вера, любовь, жертвенность — вот её главные добродетели. Но как они проявляются? Никак. Она не «проходит» испытания в значении преодоления, она их проходит как наблюдатель, а не участник. Спасение Кая должно было стать примером того, как добродетели Герды исцеляют человека, однако, в реальной жизни подобное работает не всегда. В сумме, финал выглядит неизбежным и правильным просто потому, что так «должно быть».

    Кай — самый сомнительный элемент всей истории. Если посмотреть на это через призму реальной ситуации, где осколки зеркала послужат метафорой травматического опыта, возникает закономерный вопрос: а стоил ли он того, чтобы за ним бегали на край света? Ответ сказки очевиден. Мораль и чувства тоже твердят нам, что друга необходимо спасать. Однако редко кто упоминает, что спасать другого в ущерб себе — самая плохая идея на свете и самый ужасный урок, который ребенок может вынести из сказки. Идти босиком на край света звучит героически, преданно, самоотверженно, но не выдерживает реалий мира: Герда попадает к разбойникам, где ей, конечно же, помогают, но, если хоть на минутку вообразить это в реальности, за девочку становится страшно.
    Кроме того, интересен и другой вопрос: хотел ли сам Кай быть спасённым? Снежная королева сулила в награду ключевое — власть над самим собой (и, конечно, коньки. Какой ребенок не захочет получить новые коньки?). Герда, спася его, ведёт домой — всё возвращается на круги своя. Так получил ли Кай желанное?

    Почему-то «Снежная королева» в моих воспоминаниях и представлениях была уютной сказкой о верной дружбе. Реальность оказалась намного прозаичнее, с мрачной атмосферой и незамысловатым языком. Для своего времени сказка такова, какова и должна быть, но в наше время герои-символы и дихотомия добра и зла, теряют актуальность, если не сделали этого уже.

    Содержит спойлеры
    6
    54