Рецензия на книгу
The Ocean at the End of the Lane
Neil Gaiman
Аноним17 декабря 2025 г.«Потому что я сильнее, и они не могут сдачи дать мне»
Не самая известная невыдуманная история автора «Коралины» и много чего ещё. Не я выбрал книгу, а она меня, но оказалось, что «Океан» вполне соответствует нашим специфическим интересам. Возможно, даже слишком соответствует.
Суть сюжетного замеса. Неназванный главный герой, англичанин среднего возраста со всеми вытекающими, срывается с похорон (не своих) в деревню, смутно знакомую с детства, приходит в дом смутно знакомой пожилой соседки, садится у пруда – и вспоминает…
95% книги – это воспоминания главного героя о недолгом периоде из детства, связанном с жизнью в сельской глуши, а также дружбой с соседской девочкой Лэтти Хэмпсток. Звучит как деревенская проза из школьной программы, но на деле у нас тут магический реализм, мрачная сказка, а по существу вообще ужастик о ребёнке, оказавшемся в эпицентре разборок между локальными Древними Богами, играющими в людей, и неописуемыми тварями из сумрачных миров, тоже играющими в людей. Да, это была набившая оскомину аналогия с Лавкрафтом, но роман не о космическом ужасе как таковом, а о детском восприятии мира – таинственного, опасного, враждебного. Мира, в котором ты никто, ты беспомощный дурачок и всё время зависишь от взрослых, которые обращаются с тобой как с котёнком: захотят – покормят, захотят – утопят. Ты не понимаешь, что происходит, чувствуешь угрозу и неправильность, но не можешь ничего сделать, не можешь никому ничего объяснить или доказать.
Первое время казалось, что на самом деле в истории нет никакой магии, только игра воображения и придуманные на ходу правила. Ну, знаете, пол – это лава; няня не нравится, потому что она внеземное чудище, принесённое домой в ранке на пятке; если крепко держаться за руки, можно остановить летящий в тебя огненный шар – всё в таком духе. Спойлер: магия в «Океане» есть, но лишь при условии, что воспоминания главного героя достоверны. Вот так.
Есть яркие хоррорные сцены, не кровавые, но по своей сути очень жуткие. При этом держим в голове, что «мы» не закалённый спецназовец с автоматом, а семилетний мальчик, который во всём зависит от кого-то, а сам может либо бежать, либо не бежать, больше ничего. Это переносит читателя в шкуру жертвы и наблюдателя, но также подводит к мысли, что пассивное сопротивление тоже сопротивление. Воля-то не в кулаках и не в магии. Правда, шансов на выживание с таким походом всё равно немного.
В сухом остатке, «Океан в конце дороги» – это история о столкновении детской психики с проблемами, которые и взрослым решить непросто. Хотел бы сказать «экзистенциальными», но круг тем широк и ими не ограничивается. Тут и дружба, и самопожертвование, и чувство вины за гибель кого-то вместо тебя, и то, сколько в мире хорошего, даже если конкретно сейчас всё паршиво. Сказка явно не для маленьких, она для взрослых, которые забыли, какого быть детьми… на самом деле.
Содержит спойлеры544