Рецензия на книгу
City of Night Birds
Чухе Ким
Аноним17 декабря 2025 г.City of night birds.
С огромным интересом прочитал роман кореянки Чухе Ким о русском балете, но хочу быть с вами откровенен: для меня восторг от глубокого исследования писательницы, шагнувшей здесь на своеобразную terra incognita, шествовал рука об руку с неловкостью и стыдом, даже закатыванием глаз. Дело вот в чём: помимо прекрасного погружения в балетное закулисье, заглянуть куда хотят миллионы поклонников, автор также создала своеобразный роман взросления, преображая знакомую всем историю Золушки в по-голливудски сказочную увертюру о девочке из бедной неполной семьи, ставшей буквально лучшей балериной мировой сцены. Это смешение жанров неминуемо раздосадует одухотворённого читателя, потому что выглядит так, будто очень сильную художественную работу размешали с утрированно шаблонными сюжетными ходами, каждый из которых мы все видели десятки раз. То, как текст пытается «подружить» эстетское величие балетных либретто и образных описаний танцевальных движений и вращений с личной драмой главной героини, стереотипно проходящей через череду предательств, унижений и грандиозных побед к катастрофе, которую она (ну конечно!) смогла пережить, бесконечно отсылало меня внутренне к мыльным операм средней руки.
Впечатление от романа яркое, но двусмысленное, я узнал из него множество интересных специальных фактов об устройстве великих русских и не только балетных школ, трепетно впитывал всё-всё из глав об обучении в Вагановском училище, ловил фантазмы о Большом театре (сам в прошлом месяце смотрел там «Дон Кихота»), Мариинке и даже Парижской опере, но весь мой восторг беспрестанно смешивался с конфузами от слишком картинных сцен и патетических диалогов вплоть до нелепых безжизненных оборотов (Russians don’t act like that), которых никак не ожидаешь от автора «Зверей малой земли». Непременно буду рекомендовать книгу всем читателям, очарованным отечественным и международным балетом, желающим окунуться в художественный мир, напоминающий «Чёрного лебедя» Аронофски, повторно влюбиться в великое запредельное искусство и просто провести приятное время с очень интригующим романом. Был бы он лишён череды банальностей и сомнительных совпадений — попал бы в самое сердце.
1653