Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
ArinaAnna5 ноября 2015 г.«Господи! Да это же ювелирная работа» - нечто подобное выкрикнула я, перевернув последнюю страницу романа. Сегодня, как никогда раньше, я сожалею о том, что у меня нет дара писательского мастерства, чтобы в полном объеме, на бумаге, выразить свои эмоции, чувства, и поделится с вами своими переживаниями.
Одно я могу сказать точно, что «Щегол» - один, из тех немногих современных романов, который способный разбудить и раззадорить интерес даже самого нетрудолюбивого читателя! Перед нами книга, обладающая явным магнетизмом, от которой сложно оторваться, она не просто увлекательна своим сюжет, она к тому же еще и многогранна, благодаря чему и способна удержать в поле зрения читателя довольно долго, даже после прочтения. С первых страниц приходит понимание, что история главного героя (13-летнего Тео) будет наполнена трагизмом и потерями, испытаниями силы духа и воли, борьбы за собственные интересы и умением противостоять жизненным соблазнам. И здесь автору, стоит отдать должное, и, не скупясь на щедрые слова поблагодарить за то, что искренность, глубина чувств, внешние и внутренние переживания героев были переданы почти с точностью ювелирного мастера, в руках которого, кусок драгоценного материала превращается в красивую, изысканную и дорогую вещь. Именно такой эффект производит книга.
Помимо чувственной сферы, читатель может неожиданно для себя сделать открытие, что ему, как и героям романа, также есть дело до искусства. Мало по малу, и он, начинает проявлять интерес к картине, написанной более трехсот лет назад, той самой, которая бесследно исчезла из художественной галереи во время развернувшейся катастрофы, но чудесным образом оказавшиеся в руках Тео. «Щегол» - маленькая, на первый взгляд ничем не примечательная картина постепенно распахивает свое необычайное величие, гармонию красок и оттенков, скрывая собственную тайну, но тем самым, давая возможность самостоятельно отыскать в ней свой собственный смысл. А пребывание в антикварной лавке, работая бок о бок с талантливым и добродушным Хобби, читатель, как и сам Тео, неустанно предается любованием и восторгам теми старинными вещами, которые окружают его здесь отовсюду.
Дружба и любовь также присутствуют здесь. Борис и Тео, два наполовину осиротевших мальчика, брошенные и забытые отцами, продолжают вести борьбу за выживание. И нет ничего предрассудительного в том, что избранный ими путь – алкоголь, наркотики, мелкое воровство, стали единственной дорогой, идя по которой можно было укрыться от боли, скорби и гнева, съедаемые их изнутри своей беспросветной темной силой. Возможно, это и побудило однажды Бориса на поступок, в глазах Тео, который, несомненно, носил предательский характер. И только спустя много лет Тео понял, что его роль хранителя бесценного скарба, была мнимо – иллюзорной, что на самом деле то, что он старался сберечь как память о том зловещем дне, о маме, о старике Велти, уже давно не принадлежит ему, а странствует по миру, переходя из рук в руки, играя роль лишь простой вещи, и стала предметом коррумпированных сделок. Она, его картина, его «Щегол», единственная нить, благодаря которой он продолжает двигаться вперед. Именно обладание ею придавало сил, делало его жизнь не такой бесполезной и ничтожной как казалось, а иногда даже особенной. И вот теперь ее нет. Сознание того, что она утеряна для него навсегда мучительно ранило, разрывало сердце и душу. Опустошенный и потерявший всякое обладание над собой, он почти в отчаянии принимает предложение Бориса вернуть «Щегла», дав себе и ему возможность еще один шанс – вернуть жизни смысл, а дружбе былую верность.
А что до Любви? – спросите вы. К сожалению, ей выпало мало шансов стать счастливой, она скорее носит характер безмолвия и тишины. Ее роль ограничена болью страданий и постоянных потерь тех, кому могла принадлежать не один десяток лет. Прерывистость и безответность сделали ее бессильной, лишили полномочий движущей силы. Она стала недосягаемым чувством, не смотря на все попытки Тео возобновить ее вновь. Пиппа и Тео - этот союз имел много шансов, но в одинаковой степени, искалеченные и надорванные души вдруг поняли, что будь они вместе, их сосуществование, стало бы губительным, ведь что могли они предложить друг другу? Смогли бы найти утешение друг в друге? - «Только все так непросто, и она думает не только о себе, но и обо мне, потому что мы с ней оба прошли через одно и то же, я и она, мы с ней так похожи – слишком похожи. И потому что нас с ней обоих так страшно изувечило в таком юном возрасте, так жестоко, так неисправимо, что многим людям этого и не понять даже, не… рискованно ли это? Не стоит ли подумать о самосохранении? Двум нестабильным, жаждущим смерти людям придется ведь частенько обращаться к партнеру за поддержкой… никто не говорит, конечно, что у нее сейчас все плохо, у нее все хорошо, но для каждого из нас все может в один миг перемениться, ведь верно? задний ход, стремительный полет вниз, вот ведь в чем опасность… и раз уж наши с ней слабости и недостатки были так схожи, может ведь так случиться, что один из нас и второго моментально утянет за собой на дно?»…
Призрачная иллюзорность исчезла, расставив все по местам, оставив то немногое от себя единственно уцелевшей надежде: «я надеюсь, что в этом сокрыта какая-то высшая истина о страданиях, по меньшей мере в моем понимании – хотя я давно понял, что для меня важны только те истины, которых я не понимаю и не смогу понять».
Примерно таким мыслям Тео предавался, заканчивая писать свою историю…
А мне хочется добавить еще одну, немаловажную деталь… У «Щегла» есть удивительная способность, - замедлять сумасшедший ритм жизни, запускать внутри нас механизм торможения с единственной целью, хоть на миг остановится и подумать о вечных и непреходящих ценностях.
1582