Рецензия на книгу
Эликсир дьявола
Э. Т. А. Гофман
fus16 декабря 2025 г.Только в глупости ты обретаешь спасение
В последнее время как-то часто стала вспоминать "Монаха" Льюиса, который был весьма неплох и периодически даже впечатляющ, потому я задумалась прочитать ещё какой-нибудь знаковый френетический готический роман, и, так как Агасфер у Метьюрина как-то уж слишком толст для ненапряжного декабрьского чтения, выбор мой пал на Гофмана, который, как оказалось, вдохновлялся и тем и другим. Если вдохновением можно называть практически прямое цитирование.
Некий монах живописует нам свои мытарства на бренной земле, полной искушений и грехопадения. Повествование, пусть и изобилует приятной глазу витиеватостью текста, весьма высокопарно и напоминает безбрежный океан, полный размышлений о том и сём, в котором в миг можно потерять нить повествования и потонуть в этой бесконечной воде оторванной от сюжета рефлексии. В общем, классическая литература в своём самом замечательном проявлении. Этот Медард, в миру Франц, расскажет нам всю свою биографию, с пелёнок и до самого смертного одра, что, впрочем, не так уж и долго, ведь до глубоких седин ему дотянуть не удалось. Зато удалось всласть накуролеситься, лишь почуяв секундный душок свободы.
У воспитанного в монастыре Медарда не было никакой возможности избрать иной путь, кроме пути духовника. Времена были такие, что уж тут поделать. Услышав однажды байку про некие эликсиры, которыми совращает с пути истинного дьявол, и наткнувшись на одну такую бутылочку на монастырском складе (вопрос, что она там делала, остаётся открытым), герой, ни секунды не сомневаясь, торопливо пробует таинственное зелье.
Хорошенько так набухавшись, Медард проводит кощунственные проповеди, возомнив себя святым, а потом и вовсе влюбляются в галлюцинацию, навеянную алкогольным трипом. Понимая, что с новоявленным алкашом их братии не совладать, приор отсылает его куда подальше, с глаз долой, из сердца вон, то бишь в Италию. Вот тут Гофман как раз начинает закручивать сюжет своей мыльной оперы, разыгрывая для начала комедию положений, в которой героя в каждой новой локации принимают за кого-то иного, а потом и вовсе смешивая все эти личности в бурду не хуже испанских сериалов, где каждого первого зовут Франц или Франциск, или Франческо, а каждую вторую - Аврелия, и все они друг другу не только мужья и жёны, но и кровные родственники.
Произведение действительно напоминает скорее гротескную комедию, чем мистику и ужасы в привычном нам понимании. Больше всего забавляет, как автор объясняет почти все бесчинства, творимые людьми, тлетворными влияниями аццких сил, противиться которым те не в состоянии. Удобно. Но, по большому счёту, зло тут не является некоей разумной сущностью, которая пакостит простым смертным. А большая страшная Сатана из бутылки - не более, чем метафора разрушительного воздействия алкоголя на психику. Я лично вижу это таким образом.
Амурные похождения Медарда и остальных мимокрокодилов несколько затянуты и настолько драматичны, что от этой претенциозной трагичности периодически закатываются глаза. Зато сюжетная ветка, в которой двойники героя льются как из рога изобилия, необычна и донельзя любопытная. Периодически ловишь себя на размышлениях, а сколько вообще таких двойников наштамповал автор, и где какой действовал, или нам показалось, что действовал. А может это всё просто фантазии воспалённого разума ополоумевшего монаха?
Конечно, такого впечатления, как с тем справился "Монах", Гофману произвести не удалось. Вероятно, из-за излишней замудрённости, что сюжета, что языка. Со второй половины книги автор только и делает, что подсовывает вот это повороты, которые в конце слегка наскучивают из-за своего обилия. О какой-либо глубине персонажей и заикаться не стоит, она отсутствует по определению. Что, впрочем, не помешает вполне увлечённо наблюдать за периодически происходящими нелепыми событиями и прочей фантасмагоричностью, это-то в книге подкупило меня больше всего.
45217