Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пересадочная станция

Клиффорд Саймак

  • Аватар пользователя
    Аноним5 ноября 2015 г.

    «А он все еще был человеком"

    Фантастика и лирика – две вещи несовместные, казалось бы. Однако некоторым писателям всё же удаётся каким-то волшебным образом переплести их, создать что-то не только захватывающе-интересное, но и по-настоящему трогательное. Для меня это Р. Брэдбери и К.Саймак, у которых через придуманное, воображаемое обычно проглядывает что-то по-человечески знакомое, цепляющее, а потому, мне кажется, важное.
    Каждому из нас, наверное, доводилось совершать пересадки – на остановках городского транспорта, на развязках метро, на вокзалах чужих городов. Что там главное? Ожидание. И часто оно бывает неуютным, тянущимся бесконечно под мечты о том, скорее бы уехать. А если вы путешественник межгалактический? И путь ваш лежит не между городами или странами – между мирами в холодном и бесконечном космосе? Для таких тоже есть пересадочные станции. Одна из них – на нашей с вами Земле. К. Саймак придумал такую и поселил в ней хозяина, который примет гостя и сделает всё, чтобы тому было комфортно в ожидании дальнейшего пути.
    Гости же каждый раз оказываются разные, да ещё какие. Получив сообщение о прибытии, смотритель готовится.


    «Путешественнику требовался жидкостный контейнер, и такие гости, как правило, оказывались наименее интересными. Завязать с ними разговор удавалось далеко не всегда, поскольку их языковые концепции часто вызывали слишком много трудностей для понимания».

    Общение с другими оставляет ощущение «товарищеской, даже братской близости». Некоторые же становятся для нашего героя настоящими друзьями, появляются не один раз и привозят удивительные подарки. Здесь фантазия писателя разыгрывается вовсю.
    Главный герой, смотритель станции Инек Уоллис – обычный землянин. Обычный в прошлом. Начав жизнь, как обычный смертный, у которого были родные, дом, потом участие в войне Севера и Юга, Инек оказывается единственным на планете, которому судьба определила стать хозяином космического постоялого двора. И каково ему живётся, в одиночестве, в том самом доме, где он помнит ещё картинку с Санта-Клаусом из века девятнадцатого? Каково ему, постепенно вызывающему подозрения, ведь с годами он не меняется и вообще ведёт замкнутый и странный образ жизни? Каково ему, к которому приходят дорогие «люди-тени» из прошлого?


    «Душевная боль не оставляла его и только усиливалась, боль, вызванная стремлением поведать человечеству все то, что он узнал. Не только передать какие-то конкретные технические сведения - хотя что-то Земле обязательно пригодилось бы, - но, самое главное, рассказать о том, что во Вселенной есть разум, что человек не одинок, что, избрав верный путь, он уже никогда не будет одинок».

    Мечта многих фантастов века 20-го – обнаружить разум где-то ещё. А главное – хотя бы в самих себе.


    «Много пшеницы останется неубранной, и не зацветут весной неухоженные сады: а на равнине, плавно поднимающейся к каменистому хребту, останутся несказанные слова, недоделанные дела и набухшие от влаги кучки тряпья, кричащие о бессмысленной расточительности смерти».

    Книга заставила вспомнить почти позабытое сегодня слово «гуманизм». Оно как-то не модно и редко ныне. А жаль.


    «А он все еще был человеком. Странно, подумал он, что ничего не изменилось, что за сто с лишним лет общения с существами из множества других миров он по-прежнему остается человеком с планеты Земля».

    А мы?

    8
    31