Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним3 ноября 2015 г.Весь мир - театр. И то правда!
Стыдно! Стыдно становится за весь женский род, читая эту книгу. Но вместе с тем совсем немножко испытываешь гордость за своего брата, точнее сказать, сестру. На какие только уловки не идут женщины, чтобы достигнуть поставленной цели, а цель, следует сказать, не всегда мужского пола. Что ж, мы действительно очень коварные, лживые, порочные существа, умело играющие выбранные роли, будь то роль недотроги, отвязной девчонки или обольстительной красавицы. В быту это называется кокетством, флиртом и заигрыванием. У Сомерсета Моэма это называется актерской игрой – величайшей в Англии.
Главная героиня книги (не будем скупиться на комплименты) – порядочная стерва. Интересно, что так будут считать только читатели. Для остальных героев книги Джулия Лэмберт – чуть ли не воплощение всех человеческих добродетелей. Ее любят все, кому не лень, сначала в переносном, а затем в прямом смысле слова. Все знают, что она – актриса, но никто не видит, что она играет. Постоянно играет. Всегда играет какую-нибудь роль и никогда не бывает самой собой. Только ее сын, в которого автор, скорее всего, вложил кое-какие свои черты, знает правду. «Для тебя нет разницы между правдой и выдумкой. Ты всегда играешь... Передо мной ты играешь роль нежной, снисходительной, знаменитой матери. Ты не существуешь. Ты — это только бесчисленные роли, которые ты исполняла. Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала. Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это — боюсь, что никого там не найду». Так говорит Роджер о своей матери. Этим автор через данного персонажа поднимает очень понравившуюся мне тему – тему личности. Действительно, все мы в той или иной мере носим маски. А есть ли что-нибудь под ними? То, что отличает нас от других участников маскарада? Или там ничего, пустота? Все мы – актеры, и никто из нас нереален.
Роджер считает, что это очень важно – быть самим собой. Но автор вкладывает контраргумент в уста главной героини. Как думаете, каким образом Моэм опровергает данное суждение? Чтобы узнать это, нужно прочитать книгу до самого конца. Извините, но никаких спойлеров.
Мне очень нравится такая хитроумная уловка Сомерсета Моэма, которую он использовал и в других своих произведениях – незаметно повесить на стену ружье, а под конец, на самых последних страницах, выстрелить из него прямо в душу читателя, открыв ему глаза или сообщив очевидную истину, словно она величайшее философское открытие со времен Аристотеля.
Это то, что мне понравилось в книге: красиво поданная философия, колоритные персонажи, вызывающие сочувствие, любовь и ненависть, в общем, чувства, что уже говорит о мастерстве писателя.
То, что меня разочаровало: слишком открытая концовка. Чем закончилось дело, говорить не буду, читайте сами. Только скажу, что хотела бы, чтобы дело закончилось по-другому. Главная героиня вышла слишком уж чистой из воды.
Прочитав книгу, пришла к грустному выводу – не самое лучшее произведение Моэма, которое я читала. Этот автор может намного больше и лучше, чем показал в «Театре».Вердикт: прочитайте сначала «Бремя страстей человеческих». Вот это книга, это герои, это чувства! А «Театр» скорее зарисовка из жизни одной актрисы.
517