Рецензия на книгу
The Girl in the Tower
Katherine Arden
Аноним12 декабря 2025 г.Вещи, созданные трудом, реальнее вещей, созданных желанием
Вторая книга цикла о Василисе («Медведь и Соловей») сочетает исторические события с элементами славянского фольклора. Книга дает медленное погружение в мир, где суровые реалии средневековой Руси переплетаются с тихой, но неотвратимой магией.
Сюжет (без спойлеров):
Действие происходит в XIV веке в Рязанском княжестве. Юная Василиса, обладающая даром понимать язык природы и домашних духов (домовых), после трагической гибели матери вынуждена скрывать свои способности. Суеверный страх отца и правила патриархального мира заставляют её выбрать между замужеством и монастырём. Однако угроза с севера - таинственные и зловещие набеги, за которыми стоят не просто люди, а нечто древнее и голодное - ломает все её планы. Чтобы спасти семью и родную землю, Василисе придётся выйти за пределы безопасных стен, столкнуться с недоверием, политическими интригами и признать в себе ту силу, которую она так долго подавляла.
Во второй же книге Василиса, ставшая круглой сиротой, решает покинуть родные места и «увидеть мир». Чтобы обезопасить себя, она переодевается в парня с именем Василий. Наткнувшись на сожжённую деревню и похищенных девочек, она ввязывается в опасное расследование, которое приводит её к московскому князю Дмитрию (будущему Донскому) и её давно потерянному брату, монаху Александру (Пересвету). Выдав себя за родственника князя, она оказывается в центре придворных интриг, загадочных происшествий и противостояния с новым, харизматичным антагонистом, Касьяном. Сюжет здесь значительно динамичнее, чем в первой книге, вторая половина, насыщенная событиями, политикой и экшеном, компенсирует более размеренное начало.Достоинства книги:
1. Безупречная атмосфера:
Арден (американка) демонстрирует бережное отношение к славянской мифологии (домовые, лешие, русалки). Читатель ощущает холод русской зимы, тепло и дым печи, тесноту и уют боярского терема, суровую красоту заснеженного леса.
2. Исторический антураж: Автор явно провела исследовательскую работу. Бытовые детали, социальные отношения, политическая ситуация (угроза со стороны Золотой Орды и Московского княжества) прописаны достоверно.
3. Героиня с внутренним стержнем: Василиса не типичная «сильная» героиня. Её образ сложен: она учится принимать свои способности, делать трудный выбор и нести за них ответственность (яркий пример - морально неоднозначное решение, связанное с её сестрой Ольгой и её ребёнком).
4. Любовная линия: Развивается очень осторожно, больше намёками, и в целом воспринимается органично, не вызывая отторжения.Некоторые недоработки:
1. Медленный темп повествования: Первая половина книги посвящена тщательному построению мира, семейных отношений и социальных ограничений. Любителям динамичного сюжета это может показаться затянутым. Действие и мистическая угроза выходят на первый план ближе к середине.
2. Определённая предсказуемость пути: История взросления и обретения силы героини следует в целом классическому канону. Некоторые повороты могут быть ожидаемы для опытного читателя жанра (героиня в беде, попадание в доверие к сильным мира сего)
3. Вторичность некоторых персонажей: Новый антагонист, Касьян - яркая и интересная находка. Отношение к женским персонажам (Ольга, её дочь Марья) варьируется от симпатии до раздражения. Возвращение Морозко и его сложные, полные скрытой тоски и человечности отношения с Василисой остаются одной из самых сильных и поэтичных линий.
4. Тема веры: Может разочаровать крайне религиозных читателей (в книге поднимаются темы религиозного фанатизма и язычества)
5. Финал: Хотя основной конфликт тома разрешён, финал является прямым намеком к третьей книге, что оставляет ощущение незавершённости отдельного романа.
Итог:
«Девушка в башне» - увлекательное продолжение, которое оправдывает ожидания поклонников первой книги. Оно предлагает больше действия, политических интриг и раскрывает мир, оставаясь при этом глубоко атмосферным и фольклорным. Это качественная, красивая и вдумчивая сказка для взрослых. Она понравится тем, кто ценит не скорость, а атмосферу, историческую достоверность в фэнтези.531