Рецензия на книгу
The Covenant of Water
Абрахам Вергезе
Аноним12 декабря 2025 г.«Завет воды» Вергезе — монументальная семейная хроника
Книга стремится быть одновременно и эпической сагой, и историческим полотном, и медико-антропологическим исследованием. Трёхпоколенная история семьи в Керале охватывает почти весь XX век и выстроена с редким для массовой литературы вниманием к укладу малайяльского христианского сообщества.Мне нравятся саги: я люблю, когда текст медленно развертывается, перед глазами вырастает целый мир и десятилетия складываются в единую линию судьбы. В определённые моменты роман действительно способен подарить это чувство течения жизни — в лучших эпизодах он напоминает Маркеса без магии или раннего Рушди без сатиры. Вергезе пишет густо и щедро: его проза насыщена запахами пряностей, влажностью южной Индии, описаниями медицинских процедур, историческими справками и почти этнографическими зарисовками. У автора великолепное чувство мелкого бытового движения времени, и за это, как за сам слог, книгу действительно хочется хвалить.
Главная сила «Завета воды», как и главная слабость, — масштабность. Вергезе стремится охватить слишком многое: генетическую загадку, формирование медицинских служб в Индии, последствия колониализма, исчезающие традиции, идентичность христианских общин, социальные потрясения, личные трагедии и семейную память, так роман и разрастается до 730 страниц.
Автор, как мне в итоге кажется, сознательно отказывается проговаривать важное. Детский брак романтизируется, колониальная оптика смягчена почти до прозрачности, исторические травмы мимоходом упомянуты, но не осмыслены, а некоторые персонажи — особенно европейские врачи — непрошено занимают роли «белых спасителей». Книга в итоге оказывается произведением «о регионе», но не «из региона»: она производит внешнее впечатление культурной глубины, но обходит острые углы, которые для местной литературы, напротив, принципиальны.
В этом смысле сравнение с «Унесенными ветром», которое часто всплывает в разговорах о романе, кажется точным: оба текста написаны талантливо и оба демонстративно отказываются вступать в диалог с болезненными сторонами собственной истории.Это роман, написанный с искренностью и очарованием саги, но с недоработанным уровнем критического взгляда, который я жду от литературной прозы такого масштаба (в этой части напомнило «Женщин» Ханны)
676