Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Prophet Song

Paul Lynch

  • Аватар пользователя
    Harusame10 декабря 2025 г.

    Мир человека иллюзорен. Окружение формирует наше восприятие. Сложившийся уклад кажется нам нормой, константой. Положение, имущество, права и свободы кажутся незыблемыми. Пока не осознаешь, что всё это миф. Если один человек не верит в миф, то он преступник. Если много людей не верят в миф и в их руках есть власть, они создают свой собственный миф. И рождается новый мир.

    Это книга про женщину, чей мир был разрушен. Сегодня у Айлиш муж, дети, отец, дом, машина, работа. А завтра всего этого может не стать, и она никак не может этому воспрепятствовать. Чтение откровенно тяжелое. Чувствуешь всю беспомощность героини, как разрушается всё привычное ей, как она лишается всего, что считала неотъемлемой частью своей жизни. Айлиш очень сопереживаешь, наблюдая как она пытается удержать в равновесии семью, создавать иллюзию нормальности, соблюдая привычные ритуалы. Ей тяжело, у неё ответственность за детей, за пожилого отца, страхи за мужа. Её дети каждый по своему смотрит на ситуацию и вступает с матерью в конфликты, в которых нет правых.

    Это книга, в которую погружаешься, полощешься как в озере мазута, а потом выныриваешь и как будто просыпаешься от кошмара. Радуешься, что это тебе только приснилось.

    Я бы хотела закончить на такой прекрасной ноте, как сильно мне понравилась книга, но спустя две трети книги Айлиш ответила отказом на одно предложение, и с меня слетели розовые очки. Сочувствовать ей я перестала и на этом интерес к книге пропал.

    Проблема первая: автор чересчур активно засыпает героев несчастьями. При этом беззаконность ситуации позволяет ему создавать проблемы на ровном месте и никак их не обосновывать. Мир несправедлив и точка, смиритесь.

    Проблема вторая: Айлиш представляет собой олицетворение поговорки “Послушай женщину и сделай наоборот”. Она постоянно вынуждена делать выбор. Каждый её выбор выглядит откровенно плохим выбором. А потом её выбор приводит к плохим последствиям. Неожиданно, очень неожиданно.

    Возьмем ситуацию с Ларри, которого она долго уговаривала не участвовать в протесте, объясняла, аргументировала. А когда он уже готов был сдаться, Айлиш резко поменяла мнение и вытолкала мужа за дверь, бороться за себя и за Сашку. Автор вообще как себе это представляет? У неё раздвоение личности или что? Если хотелось создать в героине чувство вины, то можно же было сделать это как-то менее топорно.

    Дальше поговорим про ситуацию с вандалами, которые напали на её дом и изуродовали машину. Ей предлагают уехать, но Айлиш отказывается покидать дом, чтобы потом трястись от страха и опасаться нового нападения. Которое действительно может быть, а у неё, вспоминаем, дети. Себя не жалко, хорошо, но детей зачем втягивать? Она ещё и гордо разъезжает на изуродованной машине по городу, чтобы доказать кому-то что? Что она не боится? Ну, не боишься, твоё право. Только вот если тебя за эту гордость заметят и изобьют, твои дети останутся без последнего родителя, что тогда?

    Когда она отказалась от предложения покинуть страну, я просто стол перевернула. Тебе на блюдечке с голубой каемочкой предложили выход из ситуации, а ты отказалась. А как же муж? А как же старший сын? А как же дом? Да, тяжело. Но с другой, стороны, а как же средний сын? А как же младший сын младенец? А как же дочь, которая на глазах тает? Защищать тех, кто рядом с тобой, - вот твоя прямая обязанность. Если муж и сын выжили и спасутся, то в век интернета найти друг друга проблем не возникнет. В её двадцать лет проработавшей на руководящей должности голове даже не возникла мысль хотя бы поддельные паспорта заполучить, раз уж всё оплачено. Ну, знаете, на всякий случай. Но нет, Айлиш будет надеяться на великий авось, а потом будет плакаться, что ей нечего предложить своим бедным деткам заместо жизни среди бомбардировок. Конечно нечего, ведь ты сама лишила их права на жизнь во имя тех, кто этой жизни, возможно, уже лишился.

    Ситуация с Бейли меня отдельно поразила. Я очень сочувствую родителям, у которых в семье есть такой Бейли. Он вышел за молоком. За молоком, Карл. В районе, где ведутся боевые действия. Где он это молоко пошел искать, у коровы? А потом его забрали военные. Зачем им понадобился тринадцатилетний подросток? А это скрыто за завесой войны. Местные военные так хорошо скрывают следы своих преступлений, что всем госпиталем делают вид, что в глаза не видели никакого Бейли, но почему-то без лишних вопросов пускают всех подряд в морг. Что бы все заметили, как их пациенты умирают от сердечной,  ногтевой, зубной и реберной недостаточности. Великие конспираторы.

    В конце автор ещё и по Молли успел проехаться. Лежала она в депрессии, чахла, а потом у неё умер брат, мать потянула её в бега, и Молли расцвела. Начала активно наводить марафет в самой подходящей для этого ситуации.

    У меня настолько пропал интерес к книге, что даже обгрызенная концовка ни разу не смутила. Это не открытый финал, это просто автору надоело писать и книга закончилась. Он с тем же успехом мог закончить в любом другом месте.

    Автор перестарался с попытками выдавить из читателя жалость, а спорные поступки героев меня часто раздражали. Но всё же первые 70 процентов книги были великолепны, несмотря на некоторые минусы.

    Содержит спойлеры
    3
    61