Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В темноте

Кристина Хигер, Даниэль Пайснер

  • Аватар пользователя
    Аноним10 декабря 2025 г.

    Когда брала в руки книгу «В темноте» Кристины Хигер и Дэниела Пайснера, которая перед этим долгое время ждала своей очереди на прочтение, сама надпись на обложке обещала что-то не бывалое, жесткое и в то же время невероятное: "21 человек провели 424 дня в канализационных люках Львова" с крайне ограниченными ресурсами. Кажется, что это будет история, от которой невозможно оторваться.

    Но, к сожаления, я не смогу так сказать про своё чтение книги. Книга неожиданно сработала не так сильно, как я ожидала.

    Это не первая моя книга о Холокосте, и я ожидала не только эмоционального чтения, но и ощущения абсолютной безысходности. А здесь постепенно становится ясно: да, людям было страшно, грязно, голодно и опасно, особенно детям. Но при этом им приносили еду и воду (пусть немного, но регулярно), помогали с одеждой, передавали лекарства, поддерживали связь с внешним миром. Всё это не делает кошмара, который они пережили незначительным, но немного смещает фокус восприятия.

    И чем дальше читаешь, тем сильнее кажется, что главный подвиг этой истории принадлежит не столько тем, кто прятался, сколько их «ангелу-хранителю» Леопольду Сохе. Человек, который ежедневно спускался к ним под землю, рисковал не только собой, но и своей семьёй. Вот где, на мой взгляд, настоящий героизм, который хотелось бы видеть ещё более объёмно и, возможно, даже увидеть в деталях его метания между выбором, страха и цены помощи.

    Отдельно не могу не отметить момент, который оставил неприятный осадок. Понимаю, что это, вероятно, не было целью авторов, но в тексте есть линии, которые могут читаться как невольное подкрепление старых стереотипов о евреях. Отец Кристины показан человеком, у которого всегда находятся деньги, драгоценности, золотые часы, камни, монеты, возможности «договориться». В условиях оккупированного Львова это выглядит странно именно по ощущению правдоподобия: к 1943–44 годам у многих еврейских семей уже было отобрано почти всё сначала советской властью, потом нацистами. Да, можно предположить, что часть ценностей были тщательно спрятаны заранее, что-то удалось сохранить чудом, а рассказ идёт через память ребёнка. Но повторяемость этих эпизодов создаёт двусмысленность и невольно подтверждает мифы о евреях.

    Из-за этого у меня не сложилось чувство трагедии как системы уничтожения, которую видимо хотели изобразить авторы. История получается более «приключенческой» и локальной, чем ожидалось: страшной, но местами чрезмерно «спасательной», где внешняя помощь становится почти постоянным каналом выживания.

    В итоге для меня это книга:

    - с сильной и цепляющей реальной основой,

    • с важным напоминанием о том, как детям, в независимости от нации, тяжело было проходить войну,
    • но в тоже время, двойственное чувство от изображения отца героини.

      Я бы рекомендовала её тем, кто хочет прочитать именно конкретную историю выживания во Львове в годы войны отдельно взятой семьи, а также тем, кому интересна тема человеческой смелости «на земле» и «под землёй». Но если вы ищете книгу, которая с максимальной глубиной и безоговорочной мощью раскрывает масштаб Холокоста как механизма, возможно, впечатление будет более сдержанным.

    17
    59