Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обрыв

Иван Гончаров

  • Аватар пользователя
    kozlovanton8610 декабря 2025 г.

    Крепче держись за портьеру. Пропаганда в защиту традиционных ценностей.

    Наткнулся на любопытное наблюдение в книге Алексея Гавриша " о природе тюрьмы и мечты о свободе:


    "...В заключении никто не несет ответственности. За контингент отвечают сотрудники, за сотрудников — начальство, за начальство — высокое начальство. Это очень удобно и понятно. Всегда есть виноватый, всегда есть на кого свалить вину.

    У зека всегда есть цель: оказаться по ту сторону забора. Но достижение этой цели не так уж важно, куда важнее культивирование идеи свободы.

    А чем мечта о свободе отличается от остальных мечт? В первую очередь своей иллюзорной реальностью, пониманием, что это такое. В тюрьме становится ясно, что свобода — она там, за забором. Но не дай бог там оказаться. Это смертельная скука — нести ответственность за самого себя
    "



    И подумал, раз уж Российскую империю называли "тюрьмой народов", то не в этих ли размышлениях кроется основной мотив поведения всех персонажей в романе Гончарова "Обрыв" - ведь все они также страстно мечтают о свободе, и также боятся, что эта мечта в итоге сбудется

    Ведь и феномен поведения Райского можно объяснить этим - мечта о свободе творчества, нежелание находится в каких либо рамках (в том числе и в рамках семейных отношений), и Волохов, ставящий свою свободу выше рамок общественного приличия и норм общепринятой морали, и Вера с Марфинькой, которым явно не терпится получить свободу от бабушкиного контроля, но в тоже время и страшно остаться без бабушкиной опеки... Да даже карьерист Аянов, который также в попытках добиться успеха и положения в обществе (ну то есть в его понимании определенной степени свободы) следует за приказаниями начальства и в быту выполняет установленные функции - работает, где скажут, делает, что приказано, не проявляет инициативу, даже в карты играет не из интереса, а по обязанности и сидит в гостях пока не выгонят.

    То есть все они находятся как бы в тюрьме своих предрассудков и предубеждений, мечтая выбраться на свободу - в Париж, на пенсию, в отставку, в свою семейную жизнь, - но при этом ужасно боятся этого, поскольку там, на свободе придется самому нести ответственность за себя и свои поступки и никакое начальство или бабушка уже не поможет.

    И поэтому оказавшись на свободе герои начинают тут же страстно мечтать вернуться обратно, в стены своей темницы, чтобы опять начать мечтать о свободе.

    Поэтому Райский даже находясь в Париже, всеми своими мыслями и помыслами остаётся с бабушкой, Верой и Марфенькой в деревне.

    Примерно как наши современники, попробовавшие вкуса свободы в виде "100 сортов колбасы", страстно мечтают вернуться обратно под своды тюрьмы народов СССР, а то и вовсе "России, которую мы потеряли...", где все было хорошо и понятно, и начальство всегда за нас думало и о нас заботилось, определяя путь человека от колыбели до могилы, чтобы каждый всегда знал, где он будет жить, учиться, работать, не задумываясь о самостоятельных карьерных или личных перспективах.

    И вот отсюда и мотив скуки как основной мотив в поведении Райского, и мысли о том, что роман - это такая своеобразная плохо закамуфлированная государственная пропаганда в пользу культивируемых государством "традиционных ценностей" - православия, самодержавия, народности, против навязываемых со злокозненного Запада идеалов "свободы, равенства, и братства" и признания неотъемлемых прав и свобод человека?!

    Вспомните например как Райский описывает Софье перспективы возможной свободной жизни женщины "на улице", вне пределов богатого дома, когда портьера спадёт:


    "...Представьте только себя там, хоть изредка: например, если б вам пришлось идти пешком в зимний вечер, одной взбираться в пятый этаж, давать уроки? Если б вы не знали, будет ли у вас топлена комната и выработаете ли вы себе на башмаки и на салоп, — да еще не себе, а детям? И потом убиваться неотступною мыслью, что вы сделаете с ними, когда упадут силы?.. И жить под этой мыслью, как под тучей, десять, двадцать лет..."

    Да тут любой волей-неволей схватился бы за эту портьеру, и держался бы всеми силами, чтобы она не упала. И не допустил бы никаких революционных потрясений в обществе!

    Написано после обсуждений в книжном клубе "Сто страниц"

    3
    41