Рецензия на книгу
Yellowface
R. F. Kuang
Аноним10 декабря 2025 г.Третьего дня ехал на поезде и захотел убить с̶о̶с̶е̶д̶к̶у̶ время, почитав какую-нибудь динамичную и не очень сложную книжку. Беглый поиск по читалке вывел на модный "Йеллоуфейс" от американской писательницы китайского происхождения Ребекки Куанг. Несмотря на то, что на киндле моём была первая версия перевода (а она ужасна), книга зацепила и в итоге я охотно дочитал её до конца. Уже со второй версией перевода, конечно.
Перед нами американская писательница китайского происхождения Афина Лю. У нее все здорово, она печет бестселлеры как ̶п̶и̶р̶о̶ж̶к̶и̶ баоцзы, а не так давно ей предложили заключить контракт с Netflix. Афина приглашает отметить это дело свою бывшую однокурсницу Джунипер, у которой тоже есть литературные амбиции и даже есть один роман — правда, никем толком не прочитанный. На вечеринке перебравшая Лю внезапно давится блинчиком и умирает, а растерянная подруга находит на письменном столе Афины готовую рукопись нового романа и кое-какие черновики. Через некоторое время она убеждается, что никто о новом проекте закрытой Афины ничего не знал и принимает решение опубликовать шедевр под своим именем. Разумеется, это запускает цепочку занятных коллизий, за которыми читатель и будет следить до самого финала. Судя по моему опыту — с неослабевающим интересом.
Конечно, про все эти коллизии я рассказывать не буду, но отмечу, что Ребекка Куанг сумела на весьма ограниченном пространстве поднять сразу несколько важных тем. Есть интересные мысли про расизм (и "расизм"), про могущество соцсетей, про плагиат и природу литературного творчества, есть и удачная сатира на ущемляющихся по поводу и без "снежинок". Есть и элементы подмигивания: так, автор иронизирует над мнением хейтеров о том, что Афину Лю якобы сделали звездой только из-за китайских корней и некоей квоты на меньшинства — мы же при этом помним про бэкграунд самой Ребекки Куанг, собравшей все премии со своей "Опиумной войной". Понравилось также большое количество инсайдов о быте американских издательств, особенно история про "чувствительного бета-ридера" — специального человека из меньшинств, которому дают прочитать черновик книги, чтобы он заранее предупредил, на что в ней кто-нибудь может триггернуться. Жалко, никого не волнует, на что может обидеться белорусский мужик, а то ведь работа мечты же!
Еще одним плюсом лично для меня стало полное отсутствие романтических линий. Ну ладно, не совсем полное: есть там пара страниц про бывшего Афины, но именно что пара страниц и без охов-вздохов. За такое всегда добавляю один балл.
Если относиться к книге как к триллеру на вечер (а она таковым и заявлена), то особых минусов у нее как будто и нет — ну кроме первой версии перевода, но это вопрос не к автору. Мало того, что сюжет цепляющий и динамичный, так сверх того еще и красивые аллюзии кое-где проскакивают, да и в целом уровень заметно выше среднего.
Если же воспринимать "Йеллоуфейс" как некую новую классику (а в рекламе писали и так), то можно кое к чему и прицепиться. Например, я как-то так до сих пор и не смог поверить в то, что вообще никто из окружения успешной писательницы не знал, над чем она работает. Ну да, Куанг прямо пишет, что Афина Лю странная социопатка, которая набирает текст на печатной машинке и что она якобы не говорит о теме новой книги даже своему агенту (ультранеправдоподобно, но ладно). Но она ведь исследования всякие проводила, копалась в китайской истории, в архивы ходила — неужели вообще никто не сопоставил бы два и два после выхода книги о Китае от ее белой подружки? Впрочем, нарочито абсурдная смерть Афины заставляет задуматься и о том, что в этой части Куанг насчет правдоподобия специально не заморачивалась — ей было интересно порассуждать именно о последствиях плагиата, а не детектив писать, что она той самой печенькой и подчеркнула. Что-то в стиле "короче, ребята, она умерла и оставила рукопись, остальное — вообще неважно, теперь давайте смотреть, к чему приводит плагиат".
Так как смотреть было интересно и так как мне в принципе всегда нравились произведения о писателях и издательском мире, ставлю 5/5.
15141