Рецензия на книгу
Шантарам
Грегори Дэвид Робертс
Аноним1 ноября 2015 г.Ну вот и закончилось мое невероятно долгое путешествие по Индии, Афганистану и даже частично по Австралии вместе с героем увесистого "кирпича" Грегори Дэвида Робертса.
В целом, мне скорее понравилось. Как минимум две звездочки (но я так подозреваю, что и все три :)) я поставила за просто потрясающее описание Индии - всех ее плохих и хороших аспектов. Было ощущение полного погружения и в жизнь нищих трущоб, и в мир респектабельных домов и дорогих ресторанов, и в полную опасностей деятельность мафиози, и даже частично в поюще-пляшущий мир Болливуда. И если автору можно поставить в укор блеклых невыразительных многочисленных персонажей (но это Индия, там многолюдно, да :)), то уж рассказ о необычной стране с своим особенным укладом, традициями и обычаями получился очень красивым, правдоподобным, детальным и завораживающим. Действительно хочется поехать туда и все увидеть своими глазами!
"Шантарам" написан очень простым, безыскусным языком. Здесь это скорее идет в плюс произведению - все-таки объем романа очень приличный, и читать такое количество страниц, еще и написанных высоким слогом было бы сложновато. К тому же, как подсказала мне Википедия, эта книга оказалась отчасти автобиографичной, а значит частично прожитой, выстраданной, и незатейливый стиль изложения создает ощущение, что сам автор рассказывает обо всех своих приключениях, а это подкупает и создает определенную атмосферу.
Перейду от хорошего к плохому. Собственно, напрягали, очень прям не нравились, всего лишь два момента, но очень важных момента.
Во-первых, эти псевдофилософские изречения. Когда уже закончится эта мода на якобы умные и глубокие мысли в стиле Коэльо? В "Шантараме" это вообще было что-то - читаешь себе главу, радуешься, что интересно, а в конце - на, получай "интеллектуальную мудрую" какашку :(
Во-вторых, оттолкнул момент идеализации мафии и преступников. Собственно, сам герой не божий одуванчик. Он "рос на глазах" в течение всего рассказа: начал с вооруженных грабежей, потом толкал наркотики, занимался подделкой документов (а это, между прочим, спасало некоторых очень жестоких правонарушителей!), поперся на чужую войну, участвовал в вооруженных нападениях, бесконечно дрался и калечил людей.
То, что он прекрасно осознавал свои ошибки и пытался делать и что-то хорошее для общества (например, бесплатно лечил людей, кому-то помогал материально), никак не освобождает его от ответственности за содеянные преступления.
Показателен был для меня момент, когда один из жителей трущоб - Джонни Сигар - отказался работать курьером на мафию, несмотря на приличный заработок. Вот такому человеку можно рассуждать о чести, совести, душе, а когда это делает человек, по самую макушку увязший в бандитской грязи, то это ,как минимум, странно, как максимум, очень отталкивает, настораживает и заставляет усомниться в душевных качествах и моральных принципах не только главного героя, но и самого автора. У Лина был выбор - остаться в трущобах, где тоже были и братство, и дружба, и доверие, чтобы остаться человеком, или предпочесть скользкий, но денежный путь злоумышленника. Он вообще не сомневался, поэтому мне было его не жаль ни когда он сидел в тюрьме, ни когда его ранило, ни когда его бесконечно били. За каждый свой поступок, за каждый свой выбор нужно заплатить свою цену. Если он так хотел любви, свободы и прощения, то ему изначально не нужно было сбегать из тюрьмы в Австралии, и уж тем более не начинать снова преступную жизнь.
А вообще я увидела идею любви и прощения - в истории Модены и Уллы, идеи братства, доверия, дружбы, свободы - в жизни людей, живущих в бедной деревушке и трущобах, а вот причем здесь урка-супермен Линбаба - непонятно. Как ни старался автор всех членов мафии преподнести в хорошем свете, они - омерзительны.
Из персонажей мне полюбились человек-улыбка Прабакер, заражющий хорошим настроением и оптимизмом всех вокруг, и медведь Кано - очаровательный зверь, у которого гораздо больше человеческого, чем у большинства героев.731