Рецензия на книгу
Klara and the Sun
Kazuo Ishiguro
IrinaSolyanaya9 декабря 2025 г.Вторичный литературный продукт
Автор является Нобелевским лауреатом по литературе, но по моему скромному мнению, в книге «Клара и Солнце» он проявил себя как неопытный писатель, не имеющий представления ни о сюжете, ни о стиле, ни о характерах героев. Исигуро создал уникальное по своему занудству произведение, которое я дочитала с трудом. И хотя книга написана о том, как андроид взаимодействует с человеком в мире антиутопии, что само по себе является интересной темой, ничего нового Кадзуо Исигуро в раскрытие темы не внес.
Как и всех его предшественниках, писавших о человекоподобных роботах, Исигуро волновала тема обучения и интеллектуального развития андроида, который приобретает человеческие черты. Робот становится не просто помощником человека, а имитирует человека, и потому к такому андроиду нужно и относиться как к личности.
Книга написана от имени андроида Клары, которая питается от солнечного света, но истинным солнцем для Клары становится больная девочка Джози. Общение с Джози, которое началось в витрине магазина по продаже андроидов, а закончилось выздоровлением девочки, стало единственным смыслом существования Клары. И, конечно, грустный финал обеспечил завершение основной темы: андроиды тоже люди, и вы в ответе за тех, кого приручили. В общем, если у Азимова, Кларка, Хайнлайна, Бредбери и Лема это было талантливо, высокохудожественно, то здесь текст был похож на жеваную бумагу.
Автор использовал прием написания текста от лица Клары, которая понимает зачастую только внешнюю сторону действий, а вообще выглядит все как от лица аутиста. Она якобы очень умна и образована, но что движет людьми, ей не ясно, и она попадает впросак в виду того, что только имитирует эмоции, но не испытывает их. Но потом она от общения с Джози начинает испытывать свои личные эмоции: от поездки на водопад, от обиды на то, что ее хотели раскачать за руки-за ноги и кинуть через всю комнату ради забавы, зависть, когда Джози и ее парень остаются наедине. Но вот этот переход от тупой мебели к высокоразвитому существу в книге не показан, и откуда ни возьмись, в тумбочке поселяется душа. От того, что тумбочку открывают и закрывают? По мне так это очень странно.
О количестве пустых диалогов следует сказать отдельно. Их хотелось просто пролистывать. Они не несут ни информации о мире, ни о чувствах героев. Персонажи просто месят воздух. Это очень утомляет.
В книге хочется действия, но его тоже нет. Что-то с кем-то происходит, кто-то куда-то идет, с кем-то говорит. И все. По сути, мир не раскрыт. По ходу мы случайно узнаем, что дети подвергаются генному форсированию, от того многие и не выживают. Вот бы эту тему раскрыл Хайнлайн! Где они все живут и как, как решена проблема с ресурсами и перенаселением – тоже не ясно. Зачем люди покупают для детей андроидов-друзей? По тексту совершенно ясно, что дети могут дружить друг с другом, влюбляться, ссориться, они учатся в школе, ходят в гости. Они же генно улучшены, у них мозги не хуже, чем у роботов варят? Им друзья-роботы не шибко нужны. А куда интернет делся? С ним дружить не надо, и формулы любые он на раз выдает? Что вообще с наукой и техническим прогрессом в этом обществе? Но самое главное: что это за страна, как устроено общество? В общем, в книге осталось много «что», «почему» и «зачем».
Слабая двоечка. Когда я прочла вердикт Нобелевского комитета: «за романы огромной эмоциональной силы, открывающей пропасть под нашим иллюзорным чувством связи с миром», я просто похихикала.
Кстати, автор японец, но с малолетства жил в Англии, писал на английском. Ничего японского в книге нет, и искать не стоит. Точно за спиной у Исигуро не стояла многовековая литературная традиция страны Восходящего Солнца.
794