Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним9 декабря 2025 г.Роман для всех слоев общества.
Моя вторая попытка прочтения увенчалась успехом и я рада.
Теккерей уже заработал себе имя к моменту начала публикации романа: был журналистом и находился в сфере, которая на тот момент обладала огромным влиянием на жизни всех людей, так как именно журналистика и книгопечатание диктовали настроение и вектор развития.Что было новаторского в его работе? Автор был уверен, что можно написать роман с глубокими философскими темами, которые будут понятны и доступны не только высшим слоям общества, но и обычному народу, он считал важным погружать в размышления и в нравственную повестку, чтобы общество не сильно увязало в безнравственности, но и помнило про мораль и этику.
Из вступительной статьи к роману:
Опыт журналиста оказался для Теккерея весьма ценным, он позволил ему близко познакомиться с современными политическими и литературными течениями, со вкусами и интересами читательских кругов.
Это было особенно важно, потому что число читателей, а с ним и значение художественной литературы как воспитательного средства увеличивалось. Между тем нравственные устои общества расшатывались все заметнее: противоречия зрелого капитализма и новые научные знания подтачивали церковно-догматические основы этики, на которые большинство англичан привыкло опираться. По вопросам морали шли бесконечные споры.
Никогда до тех пор в Англии не выходило столько трактатов и памфлетов, никогда еще не читалось столько проповедей последователями разных вероучений, а нравственность всех слоев общества падала, преступность росла, приобретая скрытые и потому тем более отвратительные формы в хорошо обеспеченных кругах и проявляясь с оголенной циничностью в среде обездоленных, особенно в больших промышленных центрах.
На этику теперь смотрели как на важнейшую общественную проблему, и многим казалось, что художественная литература может лучше любых брошюр и проповедей воспитывать нравственность, так как она не ставит себе задачей внушать догматические правила, а действует исподволь, наглядными примерами. Роман, как доступный и весьма популярный жанр, представлялся особенно удобным и пригодным для этих целей. Романист, развивая интересный сюжет, мог увлечь читателя, показать ему людей вымышленных, но весьма похожих на настоящих, и тем преподать ему нравственный урок.
Так возник в это время вопрос о «серьезном» романе, романе одновременно занимательном, поучительном, легком для восприятия, глубоком по внутреннему содержанию. Особенно горячо ратовал за развитие подобного романа Теккерей. Он был демократическим писателем не только потому, что по многим вопросам придерживался демократических взглядов, но и потому, что считал необходимым донести серьезную литературу до всех слоев общества.У Теккерея получилось стать автором, который несет смыслы, а не просто создает чтиво, пользующееся спросом в данный момент. Именно такой я и вижу миссию настоящих авторов, которые остаются в нашей истории благодаря вкладам, которые они совершают словом; они напоминают о важном, затрагивают души и обличают пороки.
Роман написан в сатирической форме. Нам показано общество, где правят лицемерие, денежный расчет, социальные амбиции и тщеславие; показывается «изнанка» жизни, где за фасадом благопристойности скрываются интриги, предательство и погоня за статусом.
Еще мне понравился новаторский подход к стилю изложения, автор предстаёт в амплуа кукловода, который прямо обращается к читателю, комментирует поступки героев. Он не скрывает, что разыгрывает перед нами кукольное представление на ярмарке жизни.
Роман объёмный, но читается живо, с интересом. Рекомендую
765