Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Санин

Михаил Арцыбашев

  • Аватар пользователя
    Аноним8 декабря 2025 г.

    Разъединяя нас, легло / Меж нами темное стекло.

    Cюжет + Общее впечатление + Язык: 8+8+7=7,7
    Рацио-Эмоцио: Рацио - 100%

    Блиц-аннотация: Россия на пороге глобальной катастрофы и перемен сквозь провинциальный взгляд. Хотя, на деле, роман о человеческом, слишком человеческом, на грани животных инстинктов.

    Провинциальная молодежь и один сезон, где чувства горят, мнения сталкиваются, а судьба Российской империи катится под откос. Ну это если совсем кратко.

    Главные герои - представители российского молодого поколения, каждый со своим ультимативным взглядом на жизнь, через который пытается осмыслить происходящее. Автор помещает события в провинцию, и провинция у Арцыбашева - не декорация, а модель России, где все надрывы начала XX века видны словно под увеличительным стеклом.

    При этом Арцыбашев совершенно не скромничает и не лебезит перед читателем, а рубит правду-матку с довольно непривычной откровенностью (немудрено, что роман вызвал такой скандал в обществе). Тут вам и сальные взгляды брата на сестру (да-да), и "залетела по глупости", и самоубийства по дурости, и секс на реке под луной, да и много чего еще. Весь роман строится как серия столкновений, каждое из которых разлетается своим исходом, складывая мозаику внутренних противоречий, что требовали решения в обществе, стоявшем на пороге глобальных изменений.

    В отличие от педагогических романов того же поколения писателей, Арцыбашеву удается быть максимально искренним и откровенным со своим читателем, не впадая в излишнюю дидактику. Он олицетворяет ту природу России-матушки, которую так любовно выписывает, - исключительный наблюдатель, фиксирующий и позволяющий читателю самому решить, что обо всем этом думать.

    Несмотря на довольно тривиальный сюжет (любовь - драма - политика) и скромный язык, роман ощущается как удар под дых. Грубо, но честно. Искренне и без слез. Санин в романе - как фигура и явление нового порядка в России, привносящий в жизнь окружающих сумятицу: слишком новый взгляд на жизнь, слишком страстное желание независимости, слишком много своеобычного равнодушия. Недаром томики Ницше вспыхивают в тексте, как светлячки, хотя, как ни парадоксально, сам Санин находит "Заратустру" надутым и скучным, поэтому его нигилизм ощущается не книжным, а биологическим.

    На деле же Арцыбашев, посмотрев в черное зеркало эпохи, слишком хорошо прочувствовал "нового человека", того, кто придет в этот мир в начале XXI века.

    Нигилизм Санина роднит его, конечно, и с Базаровым, и с Раскольниковым. Однако в арцыбашевского Санина примешивается, с одной стороны, животно-инстинктивное, а с другой - та человечность, которая не уводит героя в религиозные подвалы, но придает ему живой, современный облик.

    Да, роман, написанный в самом начале XX века, оказывается исключительно актуальным. Вполне вероятно именно благодаря тому, что автор не упорствует в метафоре, показывая жизнь без интерпретаций - как фотограф, а не моралист. Потому что жизнь оказывается слишком далекой от ульт

    18
    64