Рецензия на книгу
Костры амбиций
Том Вулф
nata-gik30 октября 2015 г.К черту подробности, чем все закончилось?
Я очень долго искала эту книгу в книгообменах. И когда в конце концов получила – радости моей не было предела. Но большущий том сразу перехватила мама, потом папа. А потом как-то и прошел запал. Встала книга на полку, ждать своей запланированной очереди. И теперь, после прочтения (почти домучивания), сказать мне есть глобально только одно – слишком занянуто! Нет, я не боюсь многостраничных томов, пусть даже тяжело таскать их в сумке и читать стоя в метро. Но тут бесило то, что автор растягивал до каких-то невероятных размеров совершенно ненужные аспекты и ответвления основной истории. А в итоге самому важному оказались отведены последние две страницы.
Но по порядку. Суть романа, думаю, знают многие. Яппи, "властелин джунглей", вляпывается в историю и познает все круги ада, который ему устраивают "друзья", журналисты, политики и вся пенитециарная система Нью-Йорка. Каждый представитель своего круга получил свои 100-200 страниц текста, с подробным описанием их повседневной жизни, повторением по нескольку раз одинаковых мыслей и совершенно ненужными разговорами. Нет, герои (даже все второстепенные) очень интересны, а уж сюжет при кратком пересказе обязательно захватит. Но когда ты читаешь про героя на протяжении нескольких десятков страниц, а кроме того, что он много пьет за чужой счет не узнаешь – это банально надоедает.
Самое удивительное для меня было то, что такой по ожиданиям напряженный, захватывающий роман я совершенно спокойно закрывала, не стремясь дочитать "ну еще страничку". Моментов, когда тебе срочно нужно узнать, куда же история повернется, в книге почти нет. Весь саспенс распределен на такое огромное количество строк и слов, что либо ты уже знаешь, к чему все это идет, либо просто уже не интересно. Я думаю, что это результат журналистских истоков Тома Вулфа: этот роман будто состоит из нескольких больших статей, переходящих из номера в номер. Знаете, такая классическая американская история с созданием настроения, передачей атмосферы, а не просто с изложением фактов. Из такого сюжета Капоте создал свое жуткое "Хладнокровное убийство". Но у Трумена получилось удержать меня на коротком поводке (думаю, плотность произведения тут сыграла свою не последнюю роль). А у Вулфа – нет. Ну на самом деле, сколько можно читать про коричневую помаду пассии прокурорского помощника Крамера? Все таки нужно полагаться на внимание и память читателя и не повторять ему одну и ту же сентенцию или образ по двадцать раз.
Конечно, я не буду говорить, что роман неинтересен. И главная сюжетная линия, и описание делопроизводства в суде, и быт как самых верхов, так и самых низов города – все прописано со знанием дела. Но и тут есть две большие проблемы. Первая – это сильно уменьшившаяся актуальность этой истории на сегодняшний день. Нет уже тех яппи, и Бронкс хоть и по прежнему не самое прекрасное место Нью-Йорка, но уже далеко не такие жуткие джунгли 90-х годов. И не WASP-ы теперь там хозяева жизни, а странноватые стартаперы высокотехнологичной сферы или звезды Instagram. Произойди такая история сегодня, я думаю, не продержаться ей столько времени на первых полосах. Сразу бы очередной звездный скандал перебил бы интерес публики.
А второй, и самый главный для меня минус этого романа – это скомканный, просто сжеванный конец. Так оборвать всю историю, остановив ее на самом интересном месте. Размазывать похмелья Фэллоу по десяткам страниц, а развязке отдать две страницы – это по крайней мере странно. Давно я не переворачивала последнюю страницу книги в таких расстроенных чувствах.
C.R.
Странноватого мужчину нарисовали на обложке моего издания. Совсем он не похож на Шермана МакКоя. Но она хотя бы стильная. И отличная шрифтовая работа. Пожалуй, лучшее издание из всех четырех.Естественно, в Штатах роман издавался несчетное число раз. Самая классическая обложка слева. Ничего особенного, на мой взгляд. Качественно сделано более современное издание по центру. Но мне по душе правая обложка, несколько старомодная, в стиле ар деко. Такую обложку я представляю себе на произведениях Д. Х. Чейза.
12815