Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 5. Доктор Фаустус

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    Аноним30 октября 2015 г.

    "Я сижу у подножия прекрасного собора. Мой костюм прост и неказист, волосы растрепались от ветра и слякоти, но взгляд мой зорок, а весь слух обращён наверх, откуда льётся мелодия, услада моя и дурное предзнаменование. Много дней пребываю я здесь, в тени, созерцая, силясь понять, что побудило мастера воздвигнуть сие, склонив голову от бессилия уразуметь все. Я лишь человек, я смертна, далека от музыки, чужда иноземному, но верю в слово, его простую непреклонную истину. Оно возносит и низводит в бездну, оно способно погубить душу" - слог Манна, лаконичный высокопарный, подобен густому туману: не все сквозь него разглядишь, но он заполняет собой все вокруг, окутывает мысли.
    Немного истории. Роман Томас Манн начал писать в 1943 году и опубликовал 4 года спустя с подзаголовком: «Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». Повествование ведётся от имени профессора Серенуса Цейтблома. Его глазами читатель увидит историю распада целой страны и гениальной личности Адриана Леверкюна.
    Основную идею книги я бы сформулировала так: все античеловеческое ведёт к распаду. Распаду не только отдельной личности, но и целой нации. Идея всезнания и всемогущества в обществе с человеческими принципами не приживается-она слишком бескомпромиссна. Хотя не исключаю вероятность, что её время просто не пришло.
    Скажу сразу, я не сильна в истории и музыке. А именно эти два кита держат значительную часть произведения.
    Что лично меня заинтересовало:

    • Свобода выбора. Благодаря выбранному способу изложения мы видим ГГ со стороны, а это оставляет для домысливания, догадок, работы воображения. Это делает личность Адриана более загадочной, даже более реалистичной, ведь мы так и не знаем наверняка был ли сговор с дьяволом реальным или это лишь плод воображения юного гения. Все мы, 30-летние, будто ещё живущие юностью, вдруг неожиданно осознаём, что уже видим себя со стороны. Что те мы, которые себя не знали, которые что-то доказывали друг другу и жили вымыслом остались вот там, на рубеже в несколько лет. Может быть, и Адриан придумал все, дабы усилить и оправдать бьющие через край гордыню и чувство избранности.
    • Манн умеет писать пронзительно. Самым драматическим моментом произведения для меня стала смерть Эхо. Я плакала. Может быть, я просто устала от холодности, слержанности, предчувствия коллапса на протяжении 800 стр, что появление этого ангелоподобного мальчика явилось временной отдушиной и мне самой. Конечно, нельзя не вспомнить Тадзио и то, что репутация самого Манна не безупречна, но никакой похоти, непристойности нет и намёка, сплошное умиление и трепет.
    • Текст очень многопланов, и каждый найдёт что-то для себя. Мне было сложно вникнуть в политические проблемы Германии, однако интересно увидеть их глазами отдельного жителя этой страны. Те, кто любит разбираться в психологии взаимоотношений, найдут для себя массу интересного. Однако, повторяю, повествует Манн очень насыщенным языком. Тут не получится бежать по страницам, не спотыкаясь, и почесть книгу за три дня, какой бы интересной она ни была. Со словарём придётся встречаться довольно часто, все зависит от степени вашей до дотошности. Признаюсь, что если начинала детально обдумывать каждое предложение, голова закипала, поэтому я распределяла силы. Для меня сложный текст это вызов, а также способ получить информацию. Если я понимаю, что пробираясь сквозь словосплетения, ничего нового не узнаю, а лишь бьюсь головой в стену, то бросаю, не раздумывая. Но это не тот случай.
    • Мир без любви, вход с торца. Не случилось на страницах романа великой любви, ну и что. В исполнении Манна даже её предчувствие, её искаженные формы поданы мастерски. В навязчивостям его не упрекнуть, он умеет увлечь намеком, умеет красиво промолчать. А мне этого достаточно, я такой истории верю. Отказала Мари Годо Леверкюну и исчезла из книги. В жизни ведь так и бывает, не нужно долгих объяснений. И не так уж важно, она или нет скрывалась под вуалью на похоронах великого гения. В эту общую мясорубку недолюбви попадает и Швердтфегер. Вообще люди искусства ценят превыше всего гения внутри себя, а потом уже всех остальных. Поэтому не увидела я чувственного накала в треугольнике Адриан-Руди-Мари. Ан нет, здесь четырёхугольник. И именно её, Инесу Родде, настигла роковая страсть. Но Инеса не была приверженицей искусства, её страсть имела куда менее эфемерную форму, и она действовала наверняка.

    Вообще Манн в этом произведении больше говорит не о силе любви, а о скудности жизни без неё. С главным героем все в этом отношении ясно-все, кого он смел возлюбить или же приблизить больше дозволенного, покидали его жизнь. Мне здесь интереснее опять же Инесса Роде. Любопытно, какую философию может вынести из любви женщина, прагматично подошедшая к этому вопросу и отдавшая своё сердце человеку, ей далекому.


    Она не могла отделаться от какого-то странного отождествления человеческой ценности и чувственной страсти, от навязчивой, причудливо обуявшей её идеи, будто внутренняя ценность проявляется и реализуется лишь в вожделении, чуть ли не равнозначном "ценности", будто величайшее и самонужнейшее счастье состоит в том, чтобы способствовать такой реализации

    За подобный кисель в болезненном мозгу Руди Швердтфегер поплатился дорогой це

    • Рассуждения об искусстве.

    >

  • Искусство-это мысль, а мысль вовсе не должна чувствовать себя в долгу перед обществом или сообществом-на мой взгляд она обязана этого избегатьради своей свободы, своего благородства. Искусство, "идущее в народ", отождествляющее свои потребности с потребностями толпы, маленького человека, заурядности, обречено на оскуднение, и вменять ему это в обязанность, например, допускать в интересах государства только такое искусство, которое понятно маленькому человеку, значит, насаждать самое худшее ремесленничество и убивать мысль

    Порой попахивало антиутопией


    Уже сегодня начальная школа склонна отказаться от предварительного заучивания букв и слогов и обратиться к методу изучения слов, чтобы письмо с конкретными зрительными образами вещей. Это в известной мере означало отход от абстрактно-универсального, не связанного с тем или иным языком буквенного письма и возврат к идеографическому письму первобытных народов

    Диалогов о мироустройстве, религии, юности и зрелости в книге масса.

    Из минусов лично для меня,хотя, что значит минусы, просто субъективные нед

    • Если поначалу я ещё пыталась проникнуть в структуру музыкальных произведений, то достаточно быстро сдалась, ибо не имея соответствующего образования, вряд ли можно до конца все понять.
    • Множество персонажей. Честно скажу, сложнопроизносимых фамилий большинство, а когда они ещё и начинаются на одну и ту же букву, можно запутаться, и образы героев станут менее цельными, чем могли бы быть.
    и бы быть.
    Вцелом книга прекрасна! Томас Манн очень деликатный автор. Изяществом, свойственным музыкальным композициям, он наградил сложнейшее произведение, поднимающее серьезнейшие темы. Он ни разу не навязывает своё мировоззрение, не раздражает и не отталкивает холодностью, свойственной его героям. Вот говорю "холодностью" и себя же поправляю-они все боролись с ценизмом избранных, боролись за любовь и каждый заплатил свою цену.

6
208