Рецензия на книгу
Приближается Христос. Рождественские письма
Архимандрит Савва (Мажуко)
Аноним6 декабря 2025 г.Спасибо, отец Савва! Спасибо за свет и душевность, за мотивацию, за надежду, за ожидание Рождества. Небольшие истории о церковных службах, о светлых людях, о вере, и конечно, о Рождестве — советую всем, кто ждет праздника. Всем, кто мерзнет, и унывает, всем, кому трудно поститься, всем, кто иногда теряет мотивацию и начинает «есть» своих близких, но все равно ждет.
«Бог пришел, чтобы отогреть человека и вернуть миру единство любви и доверия.
Христос – Воплощенный Бог. Христос – Творец этого мира. Это Он гулял с Адамом в раю, это Он скучает и грустит по нашим чудесным прогулкам. И был только один способ вернуться на наши райские тропинки: Бог стал человеком, Христос – новый Адам – подхватил в Свои руки этот выстуженный мир и насытил его Своей жизнью.
Новый Адам начал там, где упал Адам ветхий. Он принял хрупкость и уязвимость падшего человечества, сделал его Своим, стал человеком воистину и навсегда. Беззащитным ребенком Он входит в этот расколотый и безумный мир, который ликует о Его приходе с волхвами и пастухами, но тут же ищет Его смерти со всем войском Ирода.
Новый Адам – беззащитный и хрупкий младенец, доверивший Себя слабым рукам Девы и заботе немощного старика. И тридцать лет смиренной безвестности, пока нагим, совершенно обнаженным от славы и божеской, и человеческой, Он покорно не входит в воды священной реки, повинуясь слову бездомного проповедника.
Он – Тот, Кто древнее самой воды, – вступает в воды Иордана.
Он – Сама Святость и Правда – смиряется под руку пустынника.
Он – Чье имя Красота и Свет – нагим и покорным принимает омовение в скудной реке.
Нагота и смирение Бога – это первое Крещение Спасителя, а сошествие Святого Духа в виде голубя – воистину Пятидесятница Христа. Но будет и иное Крещение – Крещение Кровью на Кресте, которое надлежит пройти Новому Адаму – с наготой, унижением и болью.
Мы читаем в Писании, как Господь проклинал Адама:
«Проклята земля за тебя… терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3: 17–18).
Но ведь это пророчество, которое Бог изрек для Себя. Это Себе приготовил Он терновый венец, надолго расставаясь со своим другом и собеседником, отправляясь на поиски Адама, который стал чужим и одиноким.
Так воды Иордана отражаются в воде и крови, излитой из ребра Распятого.
Так свет Богоявления станет светом Пасхи и Радости.
Так воды Крещения сольются с рекой жизни в Небесном Иерусалиме.
«И отрет Господь всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло»(Откр. 21: 4).
И мир исцелится смирением Бога!
И дитя Адама согреется любовью Христа!
Эй! кто от Адама, – нагие!
все приходите – в Него облачимся –
чтобы согреться!»633