Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Война и потусторонний мир

Дарья Раскина

  • Аватар пользователя
    Аноним5 декабря 2025 г.

    Понравились второстепенные герои и набор сказок, но-о

    Переплетение сказочно-фольклорного с отсылками на классику  оказалось вполне себе. Идея в целом новая, и отдельные ретеллинги получились очень даже хорошими, распутывать отсылки было интересно. Об эту книгу неплохо гасится тревожность... И читается она раз в пять легче ненавистного мне Толстого, растянутых на страницу предложений здесь нет.


    Однако я для young adult уже старая карга, и мне есть на что тут поворчать.Попробую чередовать плюсы и минусы — может, кому-то это поможет определиться с личным выбором "читать/не читать" эту книгу.

    + второстепенные герои : лис-оборотень Елисей, военный-вампир Лонжерон, изобретательница-ведьма Ягина Ивановна, главнокомандующая армией Кощея Марья Моровна, главная над бесами (забыла, как её), конь Дилир, разбойница-соловей Синица, ледяная императрица Иверия, её наследник-угорь Егор, гран-мама болота — все они разные, и лично мне показались очень цельными. Ворчания Лонжерона и подначки Ягини понимаю всей душой.

    рваные скачки сюжета в стиле мультика для самых маленьких (если вы хоть раз смотрели это бешеное мельтешение кадров, впихнутое в 5-7 минут — поймёте, о чём я), повествование скачет то на брата, то на сестру, и по части глав до трети главы непонятно,  о ком они вообще будут. Смена локаций также бешеная, галопом по Европам. Да, для жанра чистой сказки это нормально, но в соединении с альтернативной историей/классикой и империей воспринимается так себе.

    + хорошая переработка сказок:  здесь и славянский фольклор, и сказки Бажова,  и сказки Андерсена, и что-то от Пушкина... При всей своей камерности кино получилось живым, особенно зацепили виды: каменный сад (кусочек) во владениях Медной Горы Хозяйки, праздник на болоте с кувшинками-лодками, место обитания Тугарина, лес и изба на границе с Лихими Землями, владения бесовки с её мёртвыми душами.

    - топорный феминизм.Современные формулировки не вяжутся ни с персонажами, ни с условным историческим промежутком.  И проблема не в девушках, страдающих от того, что их к чему-то принуждает общество, а в реально формулировках XXI века. Оформление мыслей и слов Александры и Татьяны  с 1812 годом не вяжется никак. Хотя исторически во все времена были женщины, которым личная свобода была очень важна, но вот этим двум не веришь. Они как будто пабликов начитались и цитируют.

    + наличие  правда сильных героинь(кроме этих вот двоих), отсутствие предвзятости к полу в Потусторонней России.

    -  поступки главных героев, брата и сестры. Пётр и Александра — две иллюстрации фразы "безумие и отвага", головами оба пользуются редко. На кой ляд Сандра понеслась в болото на крик "младенца", если с детства сказки о Потусторонней России впитывала, и если не про выпь, то хотя бы про нечисть знать должна была — вопрос. Пётр тоже номера откалывал. Как будто перед этой парочкой стояла единственная задача: выбесить всех местных властителей, чтобы те пошли объединяться с Кощеем.

    + мысленные письма брата и сестры друг к другу. 

    - троп "все  хотят гг" по отношению к Александре.  Когда она "мужик". Моменты вроде и трагично-комичные, и вроде бы понятно,  что сюжет с гендерной интригой без таких приколов не обходится, и тяга мёртвых к живому и тёплому понятна, но... то ли градус вышел детский, то ли галоп мешал — впечатление недотянутости осталось.

    + лёгкий для чтения слог, качеством выше типичного YA.

    - Константин. Третий дурак в этой сказке. Жаждущий предложить своей невесте-императрице низложить её монархические возможности до конституционной монархии. И всё б ничего... только сам Константин — мало того, что политический заложник, так ещё и сын злейшего врага императрицы. Или это элегантный суицид со стороны царевича, или он непроходимо тупой.

    - любовные линии в стиле слоубёрн, но в перемотке на скорости ×25. И если с Петром оно ещё как-то вяжется, то ветка между Кощеем и Сандрой (сначала Александром, фьють-ха!) — ну-у...  для меня оба этих персонажа настолько "в своих мирах", что... откуда там влюблённость и зачем?

    - очень-очень-очень сжатый эпилог. Брат и сестра оба прошли буквально по две войны. И всё, на что хватило их взросления по сюжету — это помириться таки друг с другом. Умнее или осторожнее они не стали.


    Для меня минусов больше, чем плюсов. По итогу время с книгой провела приятно, в качестве "на отдохнуть без заморочек" рекомендую.


    Буду ли читать вторую часть — пока не знаю.

    2
    44