Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним3 декабря 2025 г.Не смешно!
Ну нет, так дело не пойдет. Я в крайне расстроенных чувствах. Насколько мне понравился «Собор», настолько я разочарована этим произведением. Начитавшись хвалебных отзывов, я уже настроилась на трагическую историю Гуинплена – мальчика, а затем мужчины, изуродованного в детстве компрачикосами – торговцами детьми-уродами. Я ожидала историю его жизни, историю его с Деей любви, возможно, попытку обличить высшее общество через маленького человека… А вот фигу! Даже без масла!
Отступлений тут МОРЕ. Господи, прости, но меня просто корежит от этого слова!! Вся первая часть романа – о море, и, видимо, вдохновившись водными просторами, Гюго решил выкопать свой океан – словесный. Это неплохо в плане описания пейзажей, но это КРАЙНЕ УТОМИТЕЛЬНО для читателя! И это ОЧЕНЬ плохо характеризует писателя, потому что бОльшая часть текста со всеми этими описаниями – графомания ЧИСТОЙ ВОДЫ. Да, я пишу капсом, потому что мне ОБИДНО И БОЛЬНО! Обидно, потому что в какой-то момент мне пришлось принять тяжелое решение пропускать целые СТРАНИЦЫ, на которых не было ни слова важной для сюжета информации. Сначала я читала весь текст сплошняком, как положено, но уже на четвертом описании снежной бури, похожем на предыдущее, я поняла: надо скипать, пока интерес к роману не умер окончательно. И мне БОЛЬНО пропускать такую красоту мимо внимания, но это просто невыносимо читать! Из пустого в порожнее! Гюго повторяет одни и те же мысли разными словами, а потом словно приходит в себя и такой: «ох, чёрт, надо бы ненадолго вернуться к сюжету и героям», но потом его снова накрывает.
История Гуинплена вечно отодвигается на задний план. Во время чтения у меня неоднократно возникали вопросы: «где сюжет? Где герой? Зачем мне ВОТ ЭТО ВСЁ? А МОЖНО ПОКОРОЧЕ, ПОЖАЛУЙСТА?! ЕЩЁ КОРОЧЕ, Я ЕЩЁ ДВЕ СТРАНИЦЫ НАЗАД ПОНЯЛА, ЧТО ТЫ ХОТЕЛ ДОНЕСТИ, ВИКТОР!». В итоге это тоже сыграло против положительного восприятия романа. Невозможно проникнуться героем, история которого более-менее начинается почти на середине книги. Ты просто устаешь к моменту встречи с ним.
И бросить книгу я не могла: понимала, что если отложу роман сейчас, то очень вряд ли вернусь к нему в ближайшее время, а если вернусь, то, скорее всего, позабуду львиную часть прочитанного, а читать ВОТ ЭТО ВСЁ ЕЩЁ РАЗ – нет, благодарю покорно!!!! Одного раза хватило!В «Соборе», сделаю страшное признание, я пропустила главу «Париж с высоты птичьего полета». Мне не близки подобные опусы, не вдохновляет меня это всё. К подобному я отношусь с позиции «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И в самом тексте много описаний Собора, Парижа, людей. Но это довольно гармонично вплетено в основной сюжет, это НЕ тормозит сюжет, это НЕ вызывает у читателя судороги и желание закрыть книгу. В «Соборе» эти описания идеально раскрываются, если знать историю создания романа и помнить, что книга-то изначально написана была в защиту Собора Парижской Богоматери, а все линии в ней второстепенны. Позволю процитировать саму себя (копия моего комментария к одной рецензии): Гюго сделал свой вклад в сохранение этого чудесного строения. Лично мне очень понравилось как раз то, что людские жизни, судьбы в романе уходят как бы на второй план. Это еще больше возвеличивает Собор, показывает его своеобразную «вечность»: сменяются поколения, власть, люди всё так же любят, страдают, а Собор всё один и тот же — каменный исполин, которому само время нипочем.
Понимаете? Собор в романе не просто строение, а Париж – не просто город. Это не всего лишь фон для основных событий. А что мы видим в «Человеке, который смеется»? Куча вставок, деталей, подробных описаний, но всё это не является частью сюжета – ни прямой, ни смысловой. Полностью это имеет смысл читать, наверное, ради определенной исторической справки, но у нас тут как бы художественное произведение, а не учебник истории и не справочный буклет!
Уфф… Простите мою эмоциональность, пожалуйста, просто мне правда очень жаль, что так вышло с этим романом. Я возлагала такие надежды на него, а они потерпели страшное крушение! Прямо как «Матутина», налетавшая то на рифы, то на скалы. А ведь у меня ещё лежат «Отверженные», и мне теперь страшно подступаться к ним, вдруг там такая же история?! Я не выдержу. Всем спасибо, опускайте занавес!
52157